Минувший 2020 год вместе с коронавирусом и сопутствующим ему режимом самоизоляции изменил наше отношение ко многим привычным вещам
Например, во время пандемии мы стали использовать гораздо меньше наличных денег. Даже люди, мало знакомые с современными технологиями, начали отдавать предпочтение безналичным способам оплаты товаров, услуг, приобретать необходимое в интернете. Об этом мы беседуем с начальником отдела платежных систем и расчетов Отделения по Камчатскому краю Дальневосточного ГУ Банка России Ольгой Хлабыстиной.
«КВ»: - Система безналичных расчётов не только помогла решить многие проблемы, связанные с режимом ограничений, но и выявила огромный потенциал банковских карт, которые сегодня, наверное, есть у каждого жителя Камчатки?
О. ХЛАБЫСТИНА: - Да, в среднем на каждого жителя Камчатки приходится более двух карт, их выдано почти 700 тысяч.
«КВ»: - Почему у меня такое чувство, что они у нас были всегда?
О. ХЛАБЫСТИНА: - Потому что вы очень молоды, Валерия. Всего 20 лет назад - в 2001 году - банковскими учреждениями региона были выпущены первые 9 тысяч карт, но молодое поколение уже не представляет жизнь без альтернативы наличным деньгам. Люди быстро привыкли к прогрессу. Я соглашусь с вашей оценкой изменения потребительских привычек камчатцев во время пандемии. Жителями Камчатки в 2020 году в интернете было совершено более 41 млн безналичных операций по банковским картам на общую сумму более 200 млрд руб. Это выше показателей 2019 года: по количеству — более, чем в 3 раза, а по объёму — в 7,5 раз. И вы правы, одной из основных причин роста безналичных операций в интернете стала ситуация, в которой люди оказались во время пандемии. Онлайн-магазины продолжительное время давали жителям полуострова возможность приобретать некоторые виды товаров в условиях действующих ограничений. И впоследствии многие камчатцы сумели оценить преимущества расчётов через интернет.
«КВ»: - По банковским картам можно ведь получать и наличные в банкоматах. Сказалась ли пандемия на объёмах этих операций?
О. ХЛАБЫСТИНА: - Количество и объём операций по снятию наличных за год сократились на 21% и 5% соответственно. Всего было проведено 5,5 млн таких операций на сумму более 83 млрд руб. А вот количество безналичных платежей, совершенных по банковским картам на территории Камчатского края в 2020 году, напротив, увеличилось почти на треть по сравнению с аналогичным показателем 2019 года и составило 96,5 млн операций. Их объём вырос более чем на 22% и превысил 92 млрд руб.
«КВ»: - Получается, что сейчас в расчётах на Камчатке наличных денег используется меньше, чем безналичных?
О. ХЛАБЫСТИНА: - Да, такая тенденция существует, и мы следим за её развитием. Во многом это связано не только с режимом противоэпидемических ограничений, но и с тем, что в Камчатском крае существенно расширилась инфраструктура по обслуживанию банковских карт. Оплатить товары и услуги по банковской карте сегодня можно практически везде: на почте, в маленьких районных киосках, на рынке, в автобусе. Даже в глубинке терминалы для безналичной оплаты уже не редкость. В нашем регионе на 1 января с.г. насчитывалось более 10 тысяч электронных терминалов. По сравнению с началом прошлого года этот показатель увеличился почти на 21%. Рост количества терминалов удалённого доступа, такие устанавливаются, например, на транспорте, составил 42%. Их крае сейчас 510. В 2020 году была завершена работа по оснащению всех МФЦ Камчатского края POS-терминалами — устройствами для осуществления платежей с помощью банковских карт.
«КВ»: - В Петропавловске-Камчатском, Елизове, Вилючинске, даже в Эссо и Милькове с банковской картой не пропадёшь. Но если дальше на север идти, там тоже проблем нет?
О. ХЛАБЫСТИНА: - Конечно, проблема доступности финансовых услуг в глубинке есть. Если в крупных районных центрах обеспечивается доступ к интернету, хватает и терминалов, и банкоматов, там есть банковские учреждения и отделения «Почты России», то в небольших сёлах людям непросто получить самые обычные банковские услуги. Главное препятствие — отсутствие интернета. Но проблема решается. В конце марта в камчатские сёла, включенные в программу пилотного проекта по созданию специальных Wi-Fi – зон для обеспечения доступа населения к интернету— Ачайваям, Манилы и Тымлат было доставлено необходимое оборудование. Ожидается, что уже в ближайшее время жители этих сёл смогут воспользоваться услугами банков, страховых и микрофинансовых организаций. Конечно, это всё дорогостоящие и трудновыполнимые мероприятия, но граждане России, где бы они ни находились, должны иметь возможность пользоваться всем спектром финансовых услуг.
«КВ»: - И последний вопрос, насколько безопасны операции по картам? В последнее время в прессе то и дело появляется информация о фактах мошенничества с банковскими картами. Насколько эта тема актуальна для Камчатки?
О. ХЛАБЫСТИНА: - В 2020 году на полуострове было зарегистрировано почти 360 мошеннических операций — почти столько же, сколько в 2019 году, а вот сумма ущерба выросла более чем в два раза и составила почти 5 млн руб. В большинстве случаев используется конфиденциальная информация, которую злоумышленники получают без особых проблем - люди сами о себе с лёгкостью необыкновенной распространяют её, например, в соцсетях. Всегда следует помнить, что банковская карта, это не просто кусочек пластика – это кошелёк, в котором лежат ваши живые деньги, а подробная информация о вас — это ключик к вашему кошельку.
Соответственно и хранить эту информацию нужно, соблюдая все меры предосторожности. Совершая покупки в интернет-магазинах или оплачивая услуги через интернет, постарайтесь не пользоваться платёжной картой, на которую перечисляется ваша заработная плата, гонорары, поступают средства за товары, услуги. Проще и безопаснее всего открыть специальный карт-счет, на который можно перечислять определённые суммы, необходимые для конкретных интернет-расчётов. Кроме того, целесообразно установить суточный лимит на сумму операций по банковской карте. Часто мошенники покупают у сотовых операторов виртуальные телефонные станции, используют специальное программное обеспечение, маскирующее их номер.
Злоумышленники представляются сотрудниками не только банков, но и органов внутренних дел, например, пенсионных фондов – фантазии у желающих отнять у граждан деньги очень разнообразные. Они обзванивают людей, выманивают конфиденциальную информацию и крадут деньги. Единственно гарантированный и надёжный способ обезопасить себя от этого вида мошенничества — прервать беседу, если звонок из банка или любой другой официальной организации — входящий. Не размышляя, прекращайте разговор и перезванивайте, набирая вручную номер телефона, который опубликован на сайте организации, сотрудником которой представился ваш собеседник. Только таким образом вы можете быть уверены, что говорите с представителем официальной организации, а не с кем-либо ещё, и что ваши деньги будут в безопасности.
Беседовала Валерия Стычинская, «КВ».
Отправить комментарий