Иран: отдых на фоне войны Запада и Востока


В 1992 мы с семьёй решили встретить Новый год в Арабских Эмиратах. Маршрут самолета проходил над Каспийским морем и территорией Ирана. Зимнее солнце низко стояло над горизонтом, хорошо освещая и создавая контрастные очертания. Удивили Каспийское побережье Ирана, изумрудная зелень с ослепительно белоснежными вершинами гор. Контраст поразил воображение! Сразу вспомнились древняя Персия и Александр Македонский, захотелось самому побывать в этих местах.
Освещение Исламской революции западной пропагандой, обещания американцев со дня на день в целях установления «свободы и демократии» бомбить Иран, проблемы с получением визы - всё это откладывало время поездки, и мы созрели для путешествия в Иран только в 2008 году, вернее, ситуация для поездки в Иран сложилась благоприятная.
В 2008 году Иран ввёл двухнедельную туристическую визу. Получить её можно сразу по прилёту.     Просмотрев сайты туристических компаний, маршруты и места посещения, почитав страшилки и рассказы туристов, в одиночку путешествовавших по Ирану, мы подобрали маршрут, выбрали исторические и культурные центры Ирана и спланировали небольшой отдых на Каспийском побережье.
очередей нет...
Турфирм, работающих с Ираном, немного, но следует отдать должное устроителям: они внесли полезные коррективы. Конечно, цена поездки была высокой: путешествие по Ирану – не из дешёвых. Учитывая наши скромные пожелания для гостиниц, стоимость поездки на одного переваливала за 1600 долларов (без учёта авиабилетов).   
Внесло задержку и то, что в наших загранпаспортах были отметки Израиля. Турфирмы не давали гарантии с печатями Израиля – пришлось менять паспорта. За это время мы выяснили, что даже по самым затратным вариантам стоимость самостоятельной поездки обошлась бы в два раза дешевле...
В Иран выполняют авиарейсы компании «Иран Эйр» и «Аэрофлот». К сожалению, рейсы российской компании дороже и неудобны по времени прилёта и вылёта. Так, наш самолёт прилетал в Тегеран в 2-3 часа ночи, при этом на внутренние рейсы по Ирану билетов и гарантий нет. В московском офисе «Иран Эйр» (недалеко от станции метро «Октябрьская») нас заверили, что билеты на Тегеран и на внутренние рейсы свободны. В офисе работали молодые приветливые ребята, свободно говорившие по-русски. Они в течение двух часов согласовали и оформили все внутренние авиаперелёты, запланированные нами для поездки по Ирану (Тегеран-Язд, Шираз-Исфахан, Исфахан-Тегеран). Посмотрев цены на внутренние авиарейсы Ирана, нам вспомнились 80-е годы, когда на отдых мы летали в Эссо с Халактырки на Ан-2, а на Новый год – в Озерную (на Паужетку) на Як-40. Такие же расстояния в 450-600 км, такие же смешные цены 30-35 долларов... Очереди на поездку в Иран не было.
полупустой ТУ-154 и потрясающие пейзажи
Самолёт-работяга Ту-154 был полупустым. Летели, в основном, русские строители атомной станции в Бушере. Судя по разговору, ребята из разных мест, начиная с чукотского Билибино и заканчивая украинскими станицами. Таких как мы, туристов, было пару человек. Время в полёте - 3,5 часа, что по камчатским меркам - пустяки. За иллюминатором - октябрь, ослепительное голубое небо, изумительные виды Кавказских гор, хорошо видны Эльбрус и Армения: удаётся сделать несколько красивых снимков.
И вот внизу появляются Иранское плоскогорье, полупустыня, пересечения дорог. Самолёт плавно снижается, и мы - в Иране! Народ бросается к стойкам паспортного контроля. Мы скромно подходим к окошечку получения визы: никаких очередей нет, нас, безвизовых, 3-4 человека. Вся процедура занимает 15 мин. Пограничники сняли копию паспорта, выдали ксерокопию анкеты - листок на русском языке. Далее последовали обычные вопросы, рядом окошечко оплаты визы (80 долларов), и - на руках паспорт с двухнедельной визой. Забегая вперёд отмечу, что визу можно без особых проблем продлить.
враги
и страхи ирана
Внимательно смотрю за действиями пограничника. Отработанными движениями он открывают первую и визовую страницу, ставит штамп. Всё! А где бдительный поиск вражеских штампов и внимательное перелистывание каждой страницы?
Зал прилёта пустой, на транспортёре сиротливо стоят два наших с женой рюкзачка. Рядом с колонной – стул и столик. На колонне плакат: женщина, потупив взгляд, закутана в платок - «дресс код» для женщин. Да, законы надо соблюдать! Ещё раз осматриваю жену: платок – на голове, руки-ноги – закрыты. Берём рюкзачки и топаем к выходу. А где таможня, где поиск порно и алкоголя? Нас что - забыли?
деньги
В связи с эмбарго пользоваться пластиковыми карточками невозможно, хотя внутри Ирана существует отдельная банковская система, работают банкоматы. Другими словами, следует брать с собой наличные. Лучше всего - доллары: проблем с их обменом никаких. Долларами можно рассчитываться в гостиницах, такси и т.п.
Следует отметить, что наша поездка оказалась крайне удачной во всех отношениях. Тем более, что как раз Россия в едином порыве избавлялась от зелёных бумажек. В июне 2008 года мы купили доллары по курсу 23 рубля.
Деньги нам пришлось менять всего один раз по прилёту. Один доллар равен 10.000 риалов. Курс обмена в аэропорту в отличие от наших аэропортов оказался самым высоким на тот момент. Итак, после обмена 200 долларов у нас на руках - 2 миллиона риалов, мы – миллионеры!
стереотипы
Наше представление об Иране формируется из сообщений западных СМИ и сводится к следующему. Иран - это страна, где насаждаются средневековые нравы и обычаи. Там царит полнейший произвол исламского духовенства. Однако это полный бред: мы две недели путешествовали по Ирану самостоятельно, проехали практически всю страну, посетив и посмотрев всё, что мы планировали, даже больше. В Иране разработана Национальная концепция туризма, и она действует! Для зарубежных туристов созданы комфортные условия, проблем с посещением страны нет.
Я не буду детально описывать культурные и исторические памятники Ирана. Их много, описание посещения одного Персеполиса - столицы древней Персии – заняло бы страницу. Памятники доступны вплоть до действующих мечетей. Сегодня укажу лишь на то, что наиболее запомнилось и произвело сильное впечатление.
законы ислама, полиция нравов
и одежда
Несмотря на исламские законы, отношение к иностранцам более чем лояльное. Форма одежды для женщин, хотя и обязателен платок и запрет на открытые части тела, подбирается на усмотрение женщины. Вполне можно носить цветную рубашку и джинсы. Для иранских женщин традиционная исламская одежда окрашена в чёрный цвет. Это цвет траура по мученически погибшему от рук врагов пророку Мухаммаду. Многие иранские женщины пользуются косметикой. Кстати, многим такая одежда идёт.
В Иране муж обязан работать по закону, женщина – только по её желанию и, как говорил имам Хомейни, «женщина подобающе одета, что жемчужина в раковине». Я с ним в какой-то мере согласен. За время поездки мы в глаза не видели полиции нравов, наши паспорта ни разу не проверили. Мы не слышали замечаний по поводу одежды.
ТЕГЕРАН-2008
День первый, Тегеран. Здесь живут 14 млн. человек, рядом горы. В городе сосредоточено больше 40% промышленных предприятий страны, некоторые районы ими просто перегружены. Сплошным потоком движутся машины (в основном, 80-х годов, для нашего автопрома - работы непочатый край!), между ними снуют мотоциклисты. Светофоров и регулировщиков практически не наблюдается. Вместе с тем, движение идёт непрерывным безостановочным потоком в отличие от московского, где машины или несутся, или все замирают на многие часы в километровых «пробках».
Сидя на переднем сиденье рядом с таксистом, первое время с ужасом замирал, когда машина выходила на встречную полосу и пересекала поток встречных машин. Кто пропускал нас, кого-то пропускали мы, но все благополучно разъезжались. 
В первый день в Тегеране через дорогу к Башне Азади - эмблеме обновления Ирана и символу Тегерана, нас за руку переводил таксист. Сначала я не мог понять алгоритма движения в Иране, но потом понял: первым уступает тот, кто может уступить. В дальнейшем мы безбоязненно переходили улицу. Глядя на водителя, я понимал кто пропустит нас, а где надо остановиться и пропустить чужую машину. Водители доброжелательны и приветливы, нет хамства и наглости, какие творятся на наших дорогах...
транспорт и цены на бензин
В Иране очень развита транспортная инфраструктура. Между городами существуют несколько видов транспорта, рейсы которых регулярно выполняются. Следует отметить, что для женщин и мужчин предусмотрены раздельные места: мужчины садятся спереди, женщины на задних местах. Состояние дорог очень хорошее, между крупными городами настоящие автострады с разделёнными встречными полосами. Несмотря на то, что Иран экспортирует около 40% бензина, бензин дёшев! За доллар можно купить восемь литров, а у нас за эти деньги - литр 95-го или полтора 92-го. Почему такая разница? Отвечаю: разница в том, что в Иране прошла национализация, а у нас - приватизация...
Поезда и автобусы междугороднего сообщения дёшевы и комфортны, но мы из-за сказочной дешевизны билетов на самолёты внутренних рейсов, дешёвого топлива и ограниченного времени выбрали для себя самолёт (Тегеран –Язд, Шираз-Исфахан, Исфахан –Тегеран, стоимость билета варьировалась в пределах 30-35 долларов.) и такси. Можно взять машину напрокат, но вождение собственного транспорта, как показала практика – удовольствие для экстремалов: дороги в городах сильно перегружены и на первый взгляд правила движения отсутствуют.
мобильная связь
Мобильная связь отличная! мы пользовались услугами МТС на всей территории Ирана даже в самых глухих отдаленных районах и деревнях. Мы звонили на Камчатку, в Сибирь, Краснодар и Москву. Единственная проблема - дорогой роуминг (7 долларов минута). Связывались в любое время дня и ночи с таксистами, что оставили нам свои визитки в Иране. В принципе, если у вас хорошие отношения с таксистами, можно поставить через них иранскую сим-карту, что намного удешевит услуги связи.