Невыездные. Почему на Камчатке так трудно получить загранпаспорт?

 
 Если когда-нибудь на Камчатке произойдут народные волнения, то начнутся они наверняка в микрорайоне Сероглазка: пожалуй, именно здесь градус народного недовольства наиболее высок.
 
Каждый день несколько сотен человек без помощи политиков, митингов и лозунгов озлобляются на действительность, кипят и проникаются флюидами недовольства по отношению к своему государству. Если бы, к примеру, в этом кипящем котле народного гнева появился действующий член правящей партии и попытался рассказать, как нам всем стало лучше жить, это были бы, наверное, его последние слова... А причина ежеутренних революционных настроений весьма банальна — законная попытка получить свой законный загранпаспорт в отделе оформления заграничных паспортов ОФМС России по Камчатскому краю.
Страшную историю «о том, как я подавал документы на оформление заграничного паспорта», могут рассказать многие жители Камчатки. Тем, кто еще не сталкивался с этим кошмаром, мы попытаемся рассказать, хотя вряд ли газетные строки смогут передать ощущение издевательства над людьми, которым пропиталось здание ОФМС. Как обычно – никто за это не отвечает. «Над нами издеваются!» — самая распространенная фраза людей, описывающих происходящее. То, что происходит каждое утро в Сероглазке, действительно по-другому не назовешь: небольшое крылечко, маленький коридорчик, огромная очередь, обледеневшие подходы, внутри – страшная духота, снаружи – высокое нервное напряжение. «Нет – бюрократам!» - сказал президент, а бюрократы в ответ создали комитет по борьбе с бюрократизмом... Бюрократ всегда довольно легко объяснит, что его работа - самая сложная, а по значимости для страны и гражданина находится на втором месте после поста президента. Мы возмущаемся, мол, на кой чёрт нужна справка, свидетельствующая об отсутствии справки о выданной когда-то справке. А задумались ли мы, что вот эта самая справочка даёт работу армии чиновников, что это – их хлеб. А как толково бюрократия организовует наш досуг! Стоя в очереди в кабинет, мы не задумываемся, не забиваем свою голову, в общем, отдыхаем. Рабочий день бюрократов по времени совпадает с нашим. Значит, чтобы добыть какую-нибудь хитрую, но жизненно необходимую бумажку, мы отпрашиваемся с работы. Следовательно, меньше работаем, а больше отдыхаем. Но это предыстория того, что всего лишь предшествует подаче документов на загранпаспорт — заветную книжечку, дающую право выехать из страны.
Личный опыт
У моего старого загранпаспорта вышел срок годности, соответственно, мне нужно было его продлить. Собрав все документы, перечень которых я нашел в Интернете, я пришел в ОФМС и испытал шок от увиденного. Подкованный рассказами предыдущих мытарей, я был готов к борьбе за аусвайс, но не настолько. Поездка на разведку показала, что я недооценил всю сложность ситуации. Узенькая дорожка, ведущая к отделу, была до отказа заполнена людьми и машинами. Чтобы подъехать на расстояние в 100-200 метров, пришлось потратить минут 15-20 и испытать немало тревожных минут, разъезжаясь со встречными машинами фантастическим способом. К тому моменту толпа на крылечке УФМС уже внушала ужас. Желающих получить загранпаспорт было огромное количество, поэтому очередь на сдачу документов контролировалась бумажным списком. Это стало понятно по выкрикиваемым номерам. Первоначально в этом хаосе не было понятно ровным счетом ничего. Затем номера закончились, и картина стала проясняться. Захваченные врасплох «языки» из таких же, как я, объяснили смысл происходящего.
Самоорганизация
Вновь пришедший записывается в тетрадку под соответствующим номером. Я оказался 389. Записаться можно у ответственного лица, выбранного из соискателей. Это лицо дежурит где-то с 8 до 10 утра, когда заканчивается перекличка. Заветные кабинеты открываются в 9 час., но попасть внутрь сможет далеко не каждый, а примерно 60-70 человек, стоящих первыми по списку. Именно столько талончиков на прием выдают ежедневно. Попав внутрь и получив талончик, люди вываливаются из здания по одному, радостно сжимая в руках заветную бумажку на прием, дающую право сдать другие бумажки, в обмен на которые дадут еще одну бумажку, которая и есть ваша конечная цель, - загранпаспорт! Тем временем на крыльце происходит традиционный обряд продвижения по очереди. Глашатай называет номер, человек выкрикивает свою фамилию, ему в ответ кричат номер на завтра. Если во время переклички на соответствующую фамилию никто не отозвался, из списка безжалостно вычёркивалется фамилия соискателя и в список следующего приёмного дня не вносится. Без очереди пройти невозможно. На следующий приёмный день лицо, ответственное за список проходит первым в очереди и передавает список желающему быть ответственным. Опять же тех, кто не явился, вычеркивают.
В ночную...
Первые 40 человек, которые гарантированно получат талончики на следующий день, уединяются чуть поодаль и распределяют по времени... ночное дежурство. Зачем? Чтобы сторожить тетрадку со списком очереди. Подобную традицию завели несколько недель назад, когда произошел инцидент с выездом наряда ОМОНа к крыльцу ОФМС. А произошло следующее. Ночью кто-то создал второй список очередников, а утром пошла стенка на стенку. Разнять доведенных до отчаяния людей смогли лишь бойцы милицейского спецназа. Чтобы подобного не случилось в дальнейшем, было организовано ночное (по сути круглосуточное!) дежурство. Неделя моего ежеутреннего хождения в очередь за талончиками на сдачу документов на загранпаспорт по всем подсчетам истекает в среду. Но впереди, согласно свидетельствам очевидцев, еще немало унизительных процедур. Как-то: общение с инспекторами, возможное отсутствие нужной бумажки, как следствие - повторение процедуры заново, ведь донести справку, выписку или иной документ вне очереди не получится. Таковы жестокие правила очереди. Затем еще одна, финишная очередь. На этот раз – на получение загранпаспорта. На вопрос граждан, почему нет дополнительных специалистов для ускорения процесса, ответ всемогущих сотрудников ОФМС стандартен: «не хватает людей».  В лучших традициях «совка» принимающие инспекторы на возмущения граждан таким стилем и организацией работы ровными голосами отвечают: «Вы сезонно ломитесь к нам, а нам работать постоянно!» Вообще впечатление – просто удручающее. Как в ОВИРах давились в советское время в очередях, когда людям становилось плохо, когда занимали очередь с 6 утра, так и сегодня мало что изменилось.  В самом отделении нет, естественно (как же иначе может быть в присутственном учреждении в России?), ни туалета, ни питьевой воды. При 4-6-часовом пребывании в таком помещении даже у относительно здорового человека разболятся голова и сердце. Все углы жилого здания, в котором и размещается это отделение ОФМС, извините, использованы доведенными до отчаяния мужчинами (как с горечью сказал один гражданин мужского пола: «собаки писают, а чем я хуже собаки?»). В общем, все, как всегда, и через известное место.  Грустно наблюдать за тем, как все ненавидят всех.
Срок выдачи паспортов
Причем, надежды на то, что сотрудники ОФМС выдержат положенный на выдачу загранпаспорта срок, практически нет. Я лично наблюдал, как к заветному окошку подошла девушка, сдавшая документы на новый загранпаспорт два месяца назад. Никаких сигналов о том, что его пора получать, ей не поступило. Она решила выяснить, в чем дело. Дозвониться до конторы оказалось совершенно невозможно. Пришлось почтить ОФМС личным визитом. В общем, выяснилось, что паспорт не то, чтобы не готов, но толком неизвестно, когда он будет готов. Грозились, что могут еще два месяца его делать. Конечно, девушка не стала сидеть сложа руки, а заставила ведущую прием женщину поднять все бумаги и выяснить, когда примерно все будет готово. Одна стала уверять, что паспорта печатают в Питере (!), а от них ничего не зависит. А другая, которая отправляла туда документы, сказала, что паспорт придет, может быть, уже завтра, даже обещала позвонить. Но что-то мне не очень верится, что кто-то кому-то позвонит. Вообще, проведя какое-то время в государственном учреждении, все больше убеждаешься в правоте законов ПАРКИНСОНА, который утверждал, что чиновники создают друг другу работу. Наша страна - рай для бумажной промышленности. Несмотря на обилие компьютеров и прочего инструментария, у нас по-прежнему документы ищут по бумажным каталогам.
Вне регламента
Зато нам радостно рапортуют о регламентах, по которым чиновники обязаны обслуживать посетителей за столько-то минут. На деле борьба с очередями превращается в издевательство над посетителями и клиентами. В общем, остается только одно: жаловаться и громко возмущаться. К сожалению, это стоит нервов, не всегда действует и вряд ли применимо в ситуации, когда ты зависишь от чиновника. Например, при получении несчастного загранпаспорта или в налоговой инспекции. Мне туда нужно как раз на следующей неделе, но там, говорят, электронная очередь... Талончики выдает машина, нет записи в драгоценную тетрадку, еженощно охраняемую крепкими мужчинами, готовыми биться до последнего.