Билет в долговую яму

 
Камчатские автобусники понадеялись на помощь чиновников и остались... с носом
Странная по нынешним временам история, когда власти различных уровней заявляют о «беспрецедентных» вариантах помощи бизнесу, приключилась на Камчатке...

Преследуя благую цель обновления автобусного парка на полуострове, краевое Министерство транспорта и дорожного строительства в мае текущего года объявило сразу три конкурса среди перевозчиков. Главным критерием для победы в тендерах стало наличие обновленного автопарка, другими словами, хочешь победить - предоставь новые автобусы!
По практике подобных закупок государство компенсирует часть затрат (до 50 процентов) при покупке новой технике. Выгода обоюдная: бизнес имеет возможность обновить автопарк, а регион обеспечивает налогоплательщиков-пассажиров качественными и безопасными услугами. Важный момент: деньги, потраченные государством, возвращаются выпадающими из бюджета доходами. Согласно 396-му Федеральному закону для таких закупок следует в краевом бюджете зарезервировать деньги. Тогда в сумме контракта будут заложены компенсационные расходы.
Что же произошло на Камчатке? В Петропавловске-Камчатском в начале лета краевые власти с помпой презентовали новые автобусы, которые поступили на полуостров. Пассажиры и чиновники счастливы. Первые теперь пользуются не бэушными автобусами из Кореи или Китая, а вторые поставили галочку, дескать вот она, помощь бизнесу и людям!
Но автобусникам было не до веселья. Они надеялись, что ещё в декабре прошлого года в бюджет Камчатского края были заложены деньги и часть из них вернётся хозяевам автопарка. Но не тут-то было. Цена каждого из трёх контрактов, о которых ниже пойдёт речь, составила, внимание, 30 копеек! Это не ошибка. На самом деле есть такая практика, если трудно определить цену контракта, последний заключается на ничтожную сумму, а далее региональная комиссия по тарифам вычисляет понесённые расходы теми же транспортниками, после чего им компенсируются расходы. Но в данном случае речь идёт о расходах, понесённых автобусниками в связи с перевозками пассажиров. В расчёты входит стоимость топлива, компенсация проезда льготникам и пр. Иными словами, такой контракт не может покрыть даже часть затрат бизнеса, если он, например, взял кредит и приобрел новую технику. В нашем случае автобусы.

Теперь о деньгах. Итак, участник конкурсов - индивидуальный предприниматель Сергей Бахмацкий - закупил 24 совершенно новых машины, в том числе 15 автобусов по договорам лизинга на общую сумму 156 млн 337 тысяч 277 рублей. Как мы уже отметили выше, основным критерием выбора победителя в трёх конкурсах со сроком исполнения с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2022 года было наличие у претендента новой техники. По итогам проведения конкурсных процедур с ИП Бахмацкий были заключены три контракта.
Стоит отметить, что в числе потраченной суммы на покупку автобусов были ещё 70 млн рублей, которые индивидуальный предприниматель взял в кредит. Эти деньги тоже могли бы вернуться в бизнес, если бы краевой Минтранс не «забыл» включить в бюджет компенсационые деньги. Теперь все эти миллионы ложатся тяжким бременем на бизнес, который в нынешние «коронавирусные» времена и так работает в убыток.
По данным «КВ» практически все перевозчики пассажиров на полуострове с апреля по настоящее время работают в убыток, теряя от 3 до 5 миллионов рублей в месяц. Но это уже другая история, которая наверняка потянет за собой новые бойкие рапорты властей о том «как мы помогали бизнесу».

Надеясь на государственную помощь, ИП Бахмацкий закупил не просто «свежие» автобусы, но абсолютно новые машины, которые как говорится у водителей, ещё пахнут кожей. Это «МАЗы» белорусского производства с немецкими двигателями от «Мерседеса» и немецекой же трансмиссией. Автобусы 2020 года выпуска, соответствующие стандарту Евро-5. Отличительной чертой этой техники является повышенный комфорт, ровный пол, отсутствие ступенек в дверях. Кроме того такой автобус способен наклоняться при помощи гидравлики, в этом случае входной порог становится вровень с тротуаром и в автобус может без труда въехать, например, инвалидная коляска.

Доставка на полуостров пассажирских автобусов - отдельное приключение. Машины стартовали в Смоленске, ехали до Владивостока, потом морем шли в порт Петропавловска-Камчатского. Доставка одной машины обошлась более чем в 700 000 рублей. Можно только представить, какие испытания пришлось преодолеть камчатским бизнесменам, чтобы выиграть конкурсы, в которых автобусники по сути... проиграли деньгами. Как бы то ни было к концу июня на полуострове появились 18 больших и 6 средних автобусов, часть из которых уже работает на линиях. Всего водители индивидуального предпринимателя С. Бахмацкого обслуживают семь маршрутов №№ 102, 103, 105, 106, 107, 108, 113. Это пригородние линии, а также так называемые дачные маршруты.

Но вернёмся снова к деньгам, потому что до коммунизма мы так и не дожили, бесплатно ничего не даётся, приходится жить по законам капстраны. На сегодня сумма ежемесячной выплаты по договорам лизинга и кредитным соглашениям для ИП Бахмацкого составляет 5 844 475 руб., и, как мы уже отмечали, этой кабальной выплаты можно было бы избежать. Ещё в 2018 году Постановлением №529­-П Правительства Камчатского края был утвержден «Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Камчатском крае, в целях возмещения затрат, связанных с обновлением парка транспортных средств». Именно этот документ даёт законное право краевому Минтрансу помогать автобусникам. К сожалению до настоящего времени чиновники почему-то не пользуются своим же постановлением, в связи с чем далеко не все перевозчики получают возмещение понесённых затрат, связанных с обновлением парка. Кстати уровень обновления парка техники отдельными транспортными организациями нашего края составляет всего 40 процентов.
Выходит, что деньги в бюджете есть, задача обновить автобусы поставлена, но выполняют её предприниматели на свой страх и риск. Камчатские перевозчики всерьёз опасаются, что сложившаяся ситуация может вообще поставить под угрозу исполнение контрактов по регулярным перевозкам пассажиров. Насколько известно «КВ», данный вопрос обсуждался в Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края, но никаких решений, способных реально помочь нашим автобусникам, принято не было.
P.S.
Вся Камчатка видит, что команда нового главы полуострова умеет быстро и эффективно находить пути решения даже самых сложных проблем. Одна битва с коронавирусом чего стоит... Надеемся, что и с автобусным бизнесом власть найдёт общий язык, потому что нельзя бить по рукам инвесторов, которые готовы изменить жизнь на полуострове к лучшему. А в нашем случае мы можем назвать ИП Бахмацкого именно инвестором, т. к. предприниматель своими средствами довёл уровень пассажирских перевозок на далёком полуострове до европейского. Такие инициативы надо поддерживать, а не загонять молчаливым бездействием людей в долговую яму.