Ледовый рейс «Севморпути»

 
Атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз «Севморпуть» стоит в Сероглазке под загрузкой

Ему предстоит по Северному Морскому пути (СМП) доставить в рефрижераторных контейнерах пять тысяч тонн камчатских морепродуктов в Санкт-Петербург. Не исключено, что лихтеровоз осенью текущего года сможет совершить ещё два аналогичных рейса.
Сегодня к этому заявлению присоединяются и те, кто ещё менее полугода назад утверждал, что «рыбные» рейсы на Камчатку затратны, нецелесообразны и вообще неосуществимы. Реалии заставляют менять мнение недавних скептиков. И понятно, что не в их интересах вспоминать предысторию нынешнего рейса, а она, между тем, симптоматична...
Впервые предложил провести тестовый рейс атомного лихтеровоза по СМП в Авачинскую губу 18 сентября 2015 года на заседании Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики тогда гендиректор Корпорации развития Камчатки Николай Пегин. КРКК не только инициировала идею, согласованную с руководством края, но и обосновала её целесообразность. Предложение Корпорации нашло понимание в кабмине.
3 декабря того же года Дмитрий Рогозин поручил ряду министерств и ведомств, «Росатому», а также Деловому совету совместно с КРКК представить предложения «по организации экспериментального рейса атомного лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск - Петропавловск-Камчатский и в обратном направлении с учётом фактора сезонности». Как показали последующие события, на том этапе не существовало ни правовых, ни технических возможностей для реализации проекта. Находившемуся длительное время на консервации лифтеровозу «Севморпуть» предстояло пройти дооснащение. В первый, по сути тестовый, рейс из Мурманска на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания судно вышло 6 мая 2016 года. В число правовых препятствий входили запрет на посещение судами с атомными энергетическими установками ряда портов на тихоокеанском побережье России, необходимость таможенного оформления грузов перед отправкой судов с Дальнего Востока в порты европейской части страны и пр. Реализацию идеи проведения экспериментального рейса «Севморпути» отложили, но о ней не забыли. В декабре прошлого года замминистра сельского хозяйства - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков подписал распоряжение о создании рабочей группы по организации постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП рыбной продукции. Изначально предполагалось использовать для перевозок по ней атомный лихтеровоз. В рабочую группу, которую возглавил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, наряду с другими её членами, вошли представители Правительства края, регионального бизнеса и, конечно, КРКК. По мере позитивного развития проекта голоса скептиков слабели, но не умолкли совсем, пока «Севморпуть» не пришёл в Авачинскую губу.
Оказался несостоятельным и один из основных аргументов противников использования атомного лихтеровоза на перевозках между российскими портами морей бассейна Атлантического океана и Камчаткой. Скептики настаивали на коммерческой нерентабельности таких рейсов. Между тем, цена за транспортировку биоресурсов из Петропавловска в Петербург в рефрижераторных контейнерах лихтеровоза вполне устраивает производителей края. Организация постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП камчатской продукции лишь один и далеко не самый значимый проект из числа других инициатив, интегрирующих экономику и транспортную сферу Камчатки в реализацию глобальной государственной задачи - развитие Северного морского пути, превращения его в активную логистическую артерию мирового значения. Два других проекта более масштабны. Так, на восточном побережье полуострова (в бухте Бечевинская) намечено строительство комплекса по перегрузке сжиженного природного газа, а также контейнерного терминала. Им обоим предстоит работать по принципу «ледовых шаттлов».
К берегам Камчатки СПГ и другие грузы доставят суда ледового класса, а дальше газ и контейнеры проследуют на обычных танкерах и контейнеровозах. Эта концепция также разработана Правительством региона, в лице, прежде всего, Владимира Илюхина и Николая Пегина. Они начали говорить о необходимости и целесообразности создания на полуострове порта-хаба СМП почти семь лет назад. Поначалу и эту идею специалисты по логистике встречали с недоумением: дескать, где СМП и где Камчатка? «Мы продолжали работать, - писал впоследствии Н. Пегин - доказывать свою правоту и завоёвывали всё больше сторонников в экспертном сообществе».
Успехи России в развитии Северного морского пути очевидны. По прогнозам в текущем году объём перевозок по СМП более чем в три раза превысит рекордные показатели, достигнутые в советские годы. Всё больше зарубежных транспортных компаний связывают свое будущее с арктической логистикой. Но раздаются голоса и тех, кто выступает против интеграции СМП в мировой грузооборот как российской национальной транспортной артерии со всеми вытекающими из этого позитивными экономическими и политическими последствиями для нашей страны. России предлагают «интернационализировать» Северный морской путь и всем «флагам» на равных правах пользоваться выгодами арктической транспортной линии, ничего, кроме России, не вкладывая в развитие и эксплуатацию СМП.
Почти совпали приход лихтеровоза в Петропавловск-Камчатский и заявления, сделанные главой норвежского МИДа Ине Мари Эриксон о намерениях провести проверку Севморпути на соответствие экологическим стандартам, словно в скандинавской стране не знают, что значительная часть арктической транспортной артерии проходит по территориальным водам РФ. Министр иностранных дел Норвегии считает, что «у Севморпути есть проблемы в отношении всего, т.е. от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всей трассе до крайне сурового климата». После чего госпожа Эриксон сделала далеко идущий вывод о том, что перечисленные факторы «усложняют задачу сделать маршрут коммерчески успешным и выгодным». Едва ли не слово в слово аргументировали свой скепсис, словно пользовались одной подсказкой, и отечественные эксперты, предрекавшие невозможность серьезного увеличения грузопотока на СМП, а он растёт, опережая самый смелый сценарный прогноз. Пока Камчатка в общем объёме грузов, перевозимых через российскую Арктику, занимает скромное место, но подождём завтрашнего дня…