Второе пришествие Земснаряда

 
В ноябре на Камчатку пришло необычное крановое судно - земснаряд

Пришвартовавшись у нового пирса «Акроса», оно сразу вызвало интерес у специалистов. Дело в том, что дноуглубительные работы при помощи морских судов в крае давно стали редкостью, а кораблей подобного класса, приписанных к порту Петропавловск-Камчатский, нет вовсе. Ещё в советские времена на полуострове работал старый землесос «Камчатский». В основном он занимался очисткой фарватера в бухту Бечевинскую, где базировались дизельные подводные лодки. Со временем базу закрыли, а землесос продали, как было модно говорить в лихие 90-е, на иголки. И вот похожее судно, только с более серьёзными возможностями, снова появилось на Камчатке. Любопытно, что прибыло оно через Северный морской путь, побывав на Чукотке, где оказало неоценимую помощь в строительстве причала для первой российской атомной плавучей электростанции (ПАТЭС).

Проведение дноуглубительных работ в Певеке.
Как мы уже отметили, уникальное судно «Синекура-2» добиралось до Камчатки через Северный морской путь. В августе оно вышло из Калининграда, а 8 сентября взяло курс на Чукотку из Архагельска. Прочное и надёжное судно всего через 13 дней достигло чукотского города Певек. Именно там будет работать первая российская ПАТЭС. Как по заказу, для камчатского земснаряда сразу нашлась работа: требовалось выбрать 27 тысяч тонн грунта у причала для швартовки плавучей атомной электростанции. Несмотря на сложный грунт (в районе причала оказалось очень много шлака от угольной электростанции, который спрессовался в бетон), экипаж задачу выполнил.
По словам капитана судна Сергея ЮРПАЛОВА, работа шла в штатном режиме, не было ни одной поломки. Тут стоит отметить, что конец сентября - начало октября на Чукотке уже считаются зимой, тамошние порты замерзают, навигация продолжается только для ледоколов. Закончив работу на Чукотке, «Синекура-2» отправилась к своему новому дому в Авачинской бухте. На Камчатку судно с легкостью прихватило с собой огромный кран.
Пора рассказать об особенностях судна. Тот же кран поместился в трюме, предназначенном для погрузки выбираемого грунта. Объём трюма - 800 кубометров, в него запросто могут поместиться до 18-ти 20-футовых контейнеров. Другими словами, судно не только способно заниматься дноуглубительными работами, но и перевозить негабаритные грузы, которые не всякий сухогруз примет на борт. В погрузке и разгрузке судну помогает его неотъемлемая часть - экскаватор с 22-метровой рукоятью. Кран вмонтирован в переднюю часть судна и может запросто выгружать различные грузы на мелководье. Это очень большой плюс данного судна, учитывая, что многие камчатские посёлки на побережье (особенно на Командорах) не имеют пирсов.

Данное судно более устойчивое к морским волнениям, чем привычные сухогрузы, используемые на полуострове в данный момент. Многофункциональность «Синекуры-2» даёт ему не только преимущества при работе в зимних условиях, грузоподъемности и безопасности, но и может решать многие экологические проблемы полуострова. Не секрет, что главная беда нашей Авачинской бухты - затонувшие корабли. Тех, которые можно поднять и разрезать, становится всё меньше, основная часть погибших судов замыта песком и илом. Их надо сначала раскопать, а потом уже доставать со дна. И тут, пожалуй, нет равных морскому герою нашего сегодняшнего повествования. Дело в том, что плавучий земснаряд может очень близко подойти к мели, расставить специальные якоря и с помощью их передвигаться на малой глубине. Для этого судно оснащено специальной системой позиционирования, т.е. экипаж может работать ювелирно - с точностью до сантиметра.
P.S.
В последнее время много говорится о необходимости развития камчатского порта, строительства международного хаба в Петропавловске, а также о восстановлении судоходства в бухте Бечевинской. Очевидно, что приобретение в виде экскаватора-земснаряда подарит Камчатке редкую возможность ускорить все эти процессы, подключив собственные силы.
Наша справка
«Плавучий экскаватор» - самоотвозное крановое судно, оборудованное землесосной рефулерной установкой для дноуглубительных работ. У предприятия также есть многофункциональный морской паром «Алексей Шиманский», который может использоваться для бурения, геологических изысканий, перевозки перевозки различной техники, негабаритных грузов, производства и обеспечения гидротехнических работ, морского бурения и реконструкции береговых сооружений. Год постройки: 1988, Япония. Длина: 50 м. Скорость: 11 узлов. Осадка: 3.3 м Владелец: ООО «Гидромеханизированное предприятие «К-Транс».
С юбилеем!

3 декабря отметит 60-летний юбилей опытный капитан «Синекуры-2» Сергей ЮРПАЛОВ. Экипаж судна, руководство ООО «Гидромеханизированное предприятие «К-Транс», а также редакция газеты «Камчатское время» поздравляет Сергея Борисовича с наступающим важным праздником, желает ему отличного здоровья, интересных проектов и традиционно - семь футов под килем!