Особенности Камчатки, или один день из жизни филиала

 
Все двери на Камчатке открываются внутрь. Это не случайно

Если обрушится циклон и наметет много снега, то в помещение дверь откроется. В противном случае, она упрется в сугроб.
Такие похожие и такие разные
Мы стартовали рано на рассвете. Прогноз был сомнительным - то ли снег, то ли нет, - и абсолютной уверенности в вертолетном перемещении не давал. Поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, мы на машине отправились в путь, держа курс на Соболево. В том случае, если все же распогодится, вертолет мог догнать нас в пути. Благо, посадочные площадки здесь не редкость. Нашим попутчиком стал Леонид Заводовский, главный инженер, первый заместитель директора филиала. На Камчатке он с ноября 2013 года. К этому моменту уже имел немалый опыт работы в Томском Управлении аварийно-восстановительных работ.
- На севере Томской области я, можно сказать, всю трассу прошел пешком во время проведения шурфовочных работ, а кроме того, в зоне моей ответственности находились Кемеровская, Омская, Новосибирская области, а также Алтайский край, - поясняет Леонид Васильевич.
Теперь, слушая его рассказы об особенностях Камчатской трассы, я понимала, что и здесь он абсолютно освоился.
- Газопровод Соболево - Петропавловск-Камчатский сосредоточил в себе многие природно-климатические особенности томской газотранспортной системы. Болота, строптивые реки, низменные равнины, горные участки - это роднит сибирские газопроводы с камчатским.

К примеру, участок от нулевого до 52-го километра - вроде, сплошная тундра, как здесь называют поросшие мхом или ягодником степи, с болотистыми участками, вроде насыщенной губки. Однако если в Западной Сибири на аналогичную местность газовики могут заехать зимой, накатав и наморозив зимник при весомо отрицательных температурах, то на Камчатке, в виду того, что сильных морозов не бывает, невозможно сделать достаточно крепкую дорогу. Приходится искать выходы, и применять различные способы для обустройства искусственных лежневок.
- Кстати, только что мы проехали самую высокую точку газопровода, это 530 метров над уровнем моря и 268-ой километр трассы, - сказал Леонид Васильевич. - Здесь расположена ПРС-11. Выходим!
ПРС - промежуточная радиорелейная станция. Вдоль газопровода их расположено - 13 штук, а также три оконечных и одна узловая. Благодаря им установлена связь на протяжении всех 392 километров магистрального газопровода включая Соболевскую ПП и базу Камчатского ЛПУМГ. Энергоснабжение основного и вспомогательного оборудования связи осуществляется от преобразователя энергии «ОРМАТ» - основного источника энергоснабжения, работающего на природном газе. Данное оборудование связи расположено внутри БКЭС - блока-контейнера энергоснабжения, здесь же расположена резервная дизельная электростанция на случай остановки основного источника энергоснабжения. Кроме этого в БКЭС предусмотрены аккумуляторные батареи, способные обеспечить работу основного оборудования связи в течение 36 часов при остановки основного и резервного источника электроснабжения. Этого вполне достаточно, чтобы в случае необходимости специалисты могли добраться до места и устранить неисправность.
Обеспечение эксплуатации удаленных объектов выполняют комплексные бригады. Причем этот процесс в Камчатском филиале максимально оптимизирован. Это значит, что специалисты определенных специальностей, выезжающие на трассу, имеют элементарные навыки по смежным профессиям. И, как следствие, могут выполнить иного рода работы самостоятельно.
- Ежемесячно мы проводим обслуживание объектов газотранспортной системы, - говорит Леонид Заводовский. - В зависимости от планируемых объемов и направленности формируется комплексная бригада. За счет этого мы смогли сократить количество выездов на трассу, получить существенную экономию по ГСМ.
Безоблачное, пронзительной и бесконечной синевы небо не давало ни малейшего повода усомниться в том, что день распогодился. Покинув машины, мы побежали навстречу узкому входному проему вертолета.
Берег левый, берег правый
Мы держали путь на реку Большая Воровская. Основная нитка была выведена в ремонт осенью. Транспорт газа осуществляется по резервной. Надо отметить, что дублирование газопровод Соболево - Петропавловск-Камчатский имеет не на всем своем протяжении, а лишь в коридорах наиболее активных рек. Большая Воровская - одна из них.
Это второй этап капитального ремонта, который будет завершен в этом году. Первым был переход на реке Колпакова. Суть установки новых переходов не сложно понять и на дилетантском уровне: надежнее, крепче, безопаснее.
- Во-первых, мы подняли над уровнем земли сам газопровод, увеличив просвет между трубой и рекой, - поясняет Заводовский, - в итоге имеем хороший запас по высоте в случае активного ледохода, корчехода и прочих особенностей весеннего паводка. Во-вторых, в балочной конструкции вся нагрузка приходится на так называемую ферму, а не на тело трубы, как было раньше. Именно поэтому полное название звучит таким образом: балочный переход фермовой конструкции.
Его, кстати, легко представить зрительно - он очень напоминает железнодорожный мост, только меньших размеров.
Большая Воровская - река не простая. Именно в её верховьях осуществляется нерест рыбы ценных лососевых пород. Поэтому любые работы проводятся только с разрешения Федерального агентства по рыболовству и иных охранных организаций. Таких особенных рек, имеющих 4-ю категорию сложности, очень много. Достаточно сказать, что по трассе магистрального газопровода их более тридцати. И каждая требует к себе персонального, трепетного отношения. Это еще одна особенность Камчатки, заставляющая газовиков формировать свои планы работы в полном соответствии с периодом нереста рыб - природа вносит свои коррективы, позволяя людям осуществлять индустриализацию только тогда, когда вред будет минимальным.
Когда мы оказались на месте проведения работ специалисты подрядной организации «Спецгазавтотранс», зашедшие на участок 20-го октября, приступили к демонтажу подземной части газопровода и к монтажу новых опор. Технология достаточно трудоёмка: на глубину в 9 метров вбиваются прибрежные сваи. Эту часть работы выполняет экскаватор с установленным на ним вибропогружателем. Следом идет шнекный экскаватор и вынимает грунт из опор.
После того, как полость сваи очищена специалист строительного контроля дает заключение на заливку сваи бетоном. Заключительным этапом монтируется верхняя часть опоры. В общей сложности таким методом устанавливается 152 сваи.
После того, как балочный переход готов, наступает время отделки прибрежной части. Она покрывается гребенно-сетчатым изделием, представляющим собой определенного размера камни, «зашитые» в плотную металлическую сетку. Цель - предотвратить размыв во время паводка. Мало того, что на девять метров посаженные опоры изнутри залиты цементом, так еще и снаружи - уплотнение и защита. После этого понятно, что и землетрясение не страшно таким конструкциям.
После Большой Воровской Камчатское ЛПУМГ продолжит аналогичные работы на реках Пымта, Коль и Средняя Воровская. - До Камчатки у меня был лишь опыт в выполнении аварийно-восстановительных работ, - сказал Леонид Васильевич. - Именно здесь я первый раз столкнулся с эксплуатацией. А это уже совсем другая школа. Например, в прошлом и в нынешнем году мы собственными силами провели огневые работы по выводу участка в капитальный ремонт. Раньше для этих работ мы всегда привлекали специалистов из УАВРа или ИТЦ.
Такой длинный и разный день
Из Петропавловска-Камчатского мы выехали по прекрасной сухой погоде. Нас провожала акварель осени - в развесистых гроздьях спелой рябины, в сочном пурпуре листьев осинника, в насыщенной зелени сосновых посадок и даже в приглушенной, но требовательной изумрудной уверенности малорослых сосен. Возвращались мы самой настоящей зимой. За день мы узнали, сколь капризен климат Камчатки, и сколь своеобразен здесь труд газовиков. Камчатка, очень непростой для жизни регион, тем не менее, все, с кем мы разговаривали, были влюблены в этот суровый край. Более того, своим он стал и для Леонида Заводовского, главного инженера филиала, и для Дмитрия Котова - директора Камчатского ЛПУМГ, и для всех тех, кто прибыл сюда из разных мест трансгазовского края по долгу службы. Камчатка - регион новых возможностей. И если есть желание самореализоваться, здесь - то самое место.