ГАЗ: альтернативное топливо на Камчатке

 
Стоимость бензина и дизельного топлива на Камчатке одна из самых высоких в стране. Наш регион держит уверенное лидерство по этим показателям уже значительное время, уступая лишь Якутии и Чукотке, говорится в очередном отчёте Росстата.
 
Цены запредельные
По данным специалистов средняя цена за литр бензина на полуострове - 35 руб. 50 коп., дизельного топлива - 36 руб. Эти показатели на 7 руб. больше, чем в среднем по стране. При этом по данным Росстата в более, чем 30 субъектах страны цены на топливо за последнюю неделю снизились. Однако, к сожалению, в этот список не попал ни один из дальневосточных регионов.
Стоимость автомобильного топлива на заправках Камчатки повысилась в третий раз за две недели в общей сложности на 7-8,5%. Камчатские АЗС сдерживали цены около года. Однако с 11 октября началось стремительное подорожание бензина и солярки. Стоимость бензина марки Аи-92 выросла с 32,9 руб. за литр до 35,2 руб. (на 7%), бензин Аи-92 вырос в цене с 34,5 до 37,4 руб. за литр (на 8,5%).
Меньше всего пока подорожало дизельное топливо - с 34,5 до 36,4 руб. за литр (5,5%), однако это касается только летней солярки. Цена на зимнюю резко подскочила до 37-38 руб. Подорожание заправщики объясняют ростом отпускных цен у основного поставщика ГСМ - Роснефти. Цена на последние партии бензина и дизтоплива у госкорпорации увеличилась на 2,4-2,9 тыс. руб. за тонну.
В свою очередь, представитель ОАО «Камчатнефтепродукт» - основного поставщика топлива на Камчатку - сообщил журналистам, что расценки на бензин и дизтопливо для всего Дальнего Востока подняла компания «Роснефть». Документы, обосновывающие повышение своих расценок, «Камчатнефтепродукт» предоставил в управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю.
Ожидаемый дефицит
Вместе с тем, ожидается дефицит топлива в связи с остановкой на реконструкцию Ангарского нефтеперерабатывающего завода... Итак, основным оптовым поставщиком автомобильного топлива для полуострова является ОАО «НК «Роснефть». Эта компания поставляет более 90% топлива камчатским топливозаправочным предприятиям. Пора признать, что Камчатке пора задуматься о создании альтернативного топливозаправочного комплекса. Нам, прежде всего, надо руководствоваться вопросами энергобезопасности региона и ценой на топливо для потребителей. Насколько стало известно журналистам «КВ», на полуострове появились специалисты, готовые заняться альтернативным производством топлива из газового конденсата.
Наша справка
Газовый конденсат (а. gasсоndensate; н. Gaskondensat, Erdgasflussigkeit; ф. соndensatgazeux; и. соndensadodegas) - смесь жидких углеводородов (С5Н12 + высшие), выделяющаяся из природных газов при эксплуатации газоконденсатных залежей в результате снижения пластовых давлений (ниже давления начала конденсации) и температуры. Газовый конденсат и его составные части используются в качестве моторного топлива и являются ценным сырьём для химической промышленности. Газовый конденсат доставляется потребителю наливным транспортом (стабильный газовый конденсат) или с помощью специальных конденсатопроводов под собственным давлением (сырой газовый конденсат).
Переходим на углеводороды?
В связи с новой идеей необходимо выделить несколько специфических вопросов, которые не всегда широко обсуждаются: 1). Газовый конденсат является таким же полезным ископаемым как нефть и природный газ. 2). Место газового конденсата в деятельности нефтяных и газовых компаний довольно специфично. Обычно добыча конденсата связана с добычей природного газа, поэтому в большей степени конденсат является продуктом газовиков. Однако по своему составу конденсат является, скорее, так называемой лёгкой светлой нефтью. К сожалению, производство в нашем государстве все еще ориентировано на выработку сырья. До какого времени мы будем сырьевой Камчаткой, когда рыба вывозится как сырье, а не производится глубокая переработка? Этот же вопрос можно адресовать и в отношении полезных ископаемых (газ, золото, платина аметист, медносодержащая руда).
Первая ласточка
Проект строительства завода по переработке газового конденсата согласно поручению губернатора Камчатского края Владимира Илюхина разрабатывает министерство ЖКХ и энергетики края. Об этом сообщила пресс-служба краевой администрации. «Думаю, мы сможем наладить производство по переработке газоконденсата, что в интересах экономики Камчатского края. За счет этого проекта мы постепенно сможем уменьшить объемы ввозимого дизельного топлива. Это вполне реально», - заявил губернатор. По предварительным данным с разработкой новых скважин и увеличением объема добычи природного газа к 2015 году в Камчатском крае будут ежегодно добывать около 25 тыс. тонн газового конденсата. В настоящее время на Кшукском месторождении в Соболевском районе пробурены 3 эксплуатационные скважины с суммарным объемом добычи природного газа до 700 тыс. кубометров в сутки. Кроме того, осенью первые 5 эксплуатационных скважин заработают на соседнем Нижне-Квакчинском месторождении (разработчик - ООО «Газпром Инвест Восток»). Губернатор убежден, что с вводом в эксплуатацию месторождения увеличится объем добываемого газоконденсата, тогда необходимо будет думать, каким образом в интересах территории его перерабатывать.
Место для завода
В составе газового конденсата, добываемого на полуострове, содержится более 60% дизельных фракций. Ожидается, что завод будет производить преимущественно дизтопливо, а также керосин и низкооктановый бензин. В данное время решается вопрос, в каком районе строить завод. Есть несколько вариантов. Например, Соболевский район, расположенный недалеко от месторождения, или пределы Петропавловска-Камчатского, куда для переработки будут перевозить газ морским путем.
«В любом случае производить дизельное топливо на Камчатке будет дешевле, чем привозить его с материковой части России», - приводятся слова губернатора в пресс-релизе.
По утвержденной ранее правительством края программе газификации предполагается провести газ в 29 населенных пунктов полуострова. В частности, на природный газ будут переведены объекты тепло- и электроснабжения Петропавловска-Камчатского, Вилючинска, Елизовского, Усть-Большерецкого и Соболевского районов.
В Камчатском крае в 2002 году было создано предприятие ЗАО «Камчатгаз» при участии правительства Камчатского края (гендиректор – Виктор Бобров), на 80% подобрана дипломированная команда по реализации проекта по переработке газового конденсата.
Куда сегодня уходит газоконденсат?
В настоящее время в районе добычи газа на Кшукском и Нижне-Квакчинском месторождении идет добыча газа с последующей доставкой по газопроводу на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1 для нужд энергетиков. При добыче газ проходит очистку, и газовый конденсат ежедневно в объеме порядка 40 -100 куб. метров завозится на склад ГСМ ОАО «Камчатгазпром», в результате чего на январь 2012 года произошло переполнение емкостей склада ГСМ, и ОАО «Камчатгазпром» был вынужден реализовывать газовый конденсат предприятиям и частным лицам. На Камчатке в данный момент нет сертифицированной установки по переработке газового конденсата. В итоге газовый конденсат либо перерабатывают кустарным способом, получая низкопробные продукты переработки, не прошедшие проверку в лаборатории, либо смешивают газовый конденсат с готовой продукцией ГСМ, которая в дальнейшем попадает на местные АЗС, что может привести к выходу из строя поршневой системы двигателя, т.к. газовый конденсат имеет в своем составе очень много примесей, в том числе серу. Более того, температура вспышки газового конденсата выше, чем у бензина, что тоже пагубно влияет на двигатели наших машин.
Как газ превратить в топливо
Как мы отметили выше, предлагается газовый конденсат перерабатывать на мини-НПЗ, который можно расположить как в районе добычи, так и в промышленной зоне Петропавловска-Камчатского. По плотности газового конденсата можно судить только о наличии либо отсутствии более тяжёлых углеводородов или фракций. Делать заключение о выходе основного конечного продукта (бензина или дизельного топлива) можно лишь на основании анализа газового конденсата на фракционный состав, который покажет, какая фракция будет основным конечным продуктом (бензина или дизельного топлива). Плотность газового конденсата варьируется в пределах от 0,7 до 0,840 в зависимости от углеводородного состава. Если плотность дизельно - парафиновых фракций выше, то и плотность газового конденсата выше. Конденсат с повышенным содержанием газов имеет самый низкий уровень плотности. Стабильный газовый конденсат представляет смесь жидких углеводородов метанового, нафтенового и ароматического рядов.
Цена местного топлива
По данным специалистов газовый бензин и дизтопливо могут быть на порядок качественнее, чем топливо, выработанное из нефти. Цена будет отличаться от существующей, но ненамного,т.к.себестоимость переработки довольно дорогая. Но есть и плюсы: кроме улучшенного качества, предприятие, производящее местное топливо, будет иметь запас в разнице от себестоимости к реализации. Этот момент позволит использовать стабильное регулирование своей цены за литр с последующим выравниванием на понижение.
Материал предоставлен компанией «Камчатгаз».