Учитель


Свой профессиональный праздник День учителя Людмила САМБОРСКАЯ в этом году встретит в 19 раз. 14-й год она преподает русский язык и литературу в Елизовской средней школе №7. Преподаёт самозабвенно, отдавая всю себя любимому предмету и детям. Когда Людмила Владимировна заходит в класс, наступает удивительная тишина, и дети, всматриваясь в её глаза, вновь ожидают от учителя необычного рассказа о правилах русского языка или героях повестей или романов. Эти образы тут же оживают, становятся навсегда близкими. Её грудной голос тих, но настолько эмоционален и вдохновенен, что не слушать её нельзя. Неслучайно ученики называют её уроки «уроками жизни».

Правила и литературные образы сами ложатся детям на память. И стихи она читает, будто жизнь проживает в них, словно в первый и последний раз. Вроде бы только начался урок, а уже звонок звенит. Но ученики сидят не шелохнувшись. «Вот бы нам так!», - задумываются некоторые из них. Но разве этому можно научиться? - сомневается кто-то из учеников. А Людмила Владимировна, подхватывая ученические тетрадки с сочинениями, уже спешит в следующий класс... Она не успевает оглянуться, а рабочий день уже закончился. И так все 19 лет напролёт...

ФИЛОСОФИЯ САМБОРСКОЙ

«Ученики, - говорит Людмила Владимировна,- мои самые строгие экзаменаторы». Ежедневно, идя к детям в класс, она переживает и волнуется, всякий раз задавая себе один и тот же вопрос: сумела ли объяснить сложную тему, было ли ребятам интересно и запало ли им что-нибудь в душу? Она нисколько не переживает по поводу того, будет ли заданная тема выучена учениками. По ее мнению, важно, чтобы все, о чем она донесла до них, осталось не столько в памяти, сколько в душе. «Прикосновение к русскому языку и литературе, - говорит учитель, - должно быть бережным и ненавязчивым. Да, есть вещи, которые следует просто запомнить, заучить наизусть, но главенствующим все же остается формирование в душе ученика чувства гордости за нашу многонациональную литературу и великий язык, на котором говорили и писали Достоевский и Пушкин, Толстой и Некрасов... Двойку поставить за невыученный урок, конечно, можно, но привить интерес к литературному наследию писателей-классиков и современников, научить отличать истинную литературу от фальшивой - это важнее».
А ещё, по мнению Людмилы Владимировны, русский язык и литература дают возможность заложить в сознание растущего человека такие необходимые качества, как любовь к Родине, к своему народу, научить сострадать и уважать окружающих, семью, родителей. «Мы живём, - говорит Людмила Владимировна, - в сложное время. Нам всем приходится переосмысливать прошлое и настоящее. Сколько в классе учеников, столько характеров и мнений. Разные встречаются дети, но ярлыки вешать на них не хочу». В целом ребята, - считает учитель, - отражение своего времени, своих родителей, которым в повседневной жизни зачастую не до духовного начала своих детей. И дети, полагает она, в этом не виноваты. Поэтому она старается на своих уроках помочь им обрести уверенность и правильный взгляд на жизнь, но делает это через образы литературных героев и язык. Важно, чтобы у учеников не сформировалось негативное отношение к людям, природе человеческих отношений. И если ей это удается, она горда за свой труд учителя.
«Я учу их терпимости и уважению друг к другу. Но для того, чтобы мои уроки стали полезными, я сама должна помнить, что не все дети пойдут в институты, не все станут учеными и инженерами или программистами, а вот добрыми, честными и порядочными… Мне хочется, чтобы стали все. Может быть, в моих рассуждениях много наивного, но по-другому с детьми нельзя: можно навредить, даже не заметив этого. Многие из них и так приходят в класс озлобленными, ершистыми, с низкой самооценкой. Их порою вызывающее поведение отчасти понятно: они самоутверждаются таким образом, скрывая свою растерянность и отсутствие смысла жизни. К сожалению, приходится встречаться и с такими. Но дети - это зеркало общества, в котором мы все живем. Было бы абсурдно наказывать их за то, что многих из них такими сделали родители и обстоятельства». Такова суровая правда жизни. И всякий раз, открывая дверь в класс, Людмила Владимировна старается этого не забывать.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Кто знает, какую бы профессию выбрала Людмила, если бы в начальных классах подмосковной Каширской школы, где она училась, ей не встретилась учительница Ольга Ивановна ТЕТИХИНА. И до сих пор Людмила вспоминает ее с трепетом. «Она давала нам не только знания, но и окружала какой-то особой человеческой теплотой», - вспоминает опытный педагог. - Я хоть и была маленькая, но на всю жизнь усвоила, каким должен быть учитель: надо не только много знать, но еще и любить своих учеников». Первые детские впечатления об учителе не прошли даром. И чем старше Людмила становилась, тем больше склонялась к тому, что ее миссия на земле — быть учителем русского языка и литературы, хотя завидное усердие позволяло ей одинаково ровно познавать все предметы.
Как-то в одной из учебных четвертей Людмиле выставили по русскому языку четверку, что, конечно, её огорчило. Даже папа, имевший всего 7 классов образования, обладал интуицией правильного написания слов и предложений. Он частенько ей подсказывал, где поставить точку с запятой или тире. Она недоумевала: почему же она делает ошибки? Со временем такая интуиция появилась и у нее и даже передалась сыну. Уже спустя какое-то время Людмила поняла, что не образование делает человека культурным и грамотным, а стремление таковым стать. Осознав это, Людмила в восьмом классе стала работать над собой, чтобы исправить четверку. И исправила! Помогло здоровое самолюбие.

ИНСТИТУТ

Двоюродная сестра тоже закончила Коломенский пединститут, и, когда в нем проводился день открытых дверей, пригласила Людмилу на встречу с преподавателями и профессорами. Впечатления оказались неизгладимыми. Она вдруг почувствовала, что хочет здесь учиться, хотя до окончания школы ещё было два года. Людмила едва дождалась выпускных экзаменов и решительно направилась в институт. Поступила легко. Вытянула экзаменационный билет по истории, ответ на который до этого не знала и услышала его только на подготовительных курсах за несколько дней до экзаменов. Поэтому и историю сдала успешно.
Она была настолько талантлива на театральных подмостках пединститута, что на 2 курсе ей прочили судьбу артистки, и она могла легко перейти в театральное училище. «Но зачем тогда я поступала в пединститут?» - задумалась Людмила. Подчас было нелегко, потому что будущему учителю предполагалось получить огромный объем знаний. Соблазн стать артисткой был очень велик, но, тем не менее, своей мечте она не изменила.

РАБОТА

Овладев знаниями и получив диплом учителя русского языка и литературы, Людмила Владимировна в 1989 году получила направление в школу № 2 подмосковной Каширы, где прошли её детство и ранняя юность. Теперь ей предоставилась возможность реализовать себя в качестве учителя. С детьми она сразу нашла общий язык, а вот с начальством было сложнее. Пристальное внимание со стороны руководства школы отбивало у нее желание работать. Но всё когда-то проходит, прошло и недоверие к ней. Она запомнила слова одной заслуженной учительницы: «Даже троечнику надо дать возможность получить пятерку - ведь суть не в оценке, а в том, чтобы постараться сделать его личностью. И если вошла в класс, оставляй свое настроение, каким бы оно ни было, за порогом». Эти слова она запомнила навсегда.
«А с другой стороны, - заметила учитель, - класс помогает учителю преодолеть возникающие время от времени жизненные тяготы и невзгоды. Дети смотрят на меня с такой надеждой и верой, что я не имею права их подвести, разочаровать, оборвать ниточку надежды на будущее». С годами она научилась, всматриваясь в лица учеников, наблюдая за их поведением, разговаривая с ними по душам, определять, кто будет хорошим плотником, кто - замечательной матерью, а кто - отличным руководителем. «Учитель — сложная профессия, - считает Людмила Владимировна, - оказывается, мало знать свой предмет, одновременно нужно быть еще и психологом, чтобы понимать детей и разбираться в причинах их неудач, пусть даже временных, и чтобы вовремя им помочь».

ШКОЛА СОЮЗНИКОВ

Сегодня Людмила Владимировна может точно сказать, что ей повезло с Елизовской общеобразовательной школой N 7. Педагогический коллектив школы очень дружен, он поддерживает ее во всех ее начинаниях, помогает ей самосовершенствоваться. Люди годами работают, общаются между собой, доверяют и поддерживают друг друга в любой жизненной ситуации. Ей трудно сравнивать свою школу с другими - ведь, кроме как здесь, она больше на Камчатке нигде и не работала. Но уверена, что в такой школе есть место инициативе, нестандартным методикам преподавания, обучения и воспитания детей. Здесь не забывают педагогический опыт МАКАРЕНКО и СУХОМЛИНСКОГО, приветствуют преемственность педагогических поколений. Здесь одинаково комфортно и учителям и ученикам. Как в такой школе не работать?

СЕМЬЯ

На мой провокационный вопрос, что главнее для неё - работа или семья, Людмила Владимировна так и не смогла ответить однозначно. «Я, пожалуй, поставлю между этими понятиями знак равенства, - ответила она после некоторой паузы в нашем разговоре. - Вероятно, это начало всех начал любого учителя». И не согласиться с ней невозможно. После уроков, во сколько бы они ни закончились, Людмила Владимировна спешит в семью. Там ее всегда ждут муж и сын. Они понимают, какова у мамы работа и, как могут, помогают ей. Она же отвечает им своей взаимной любовью и заботой. Непременно готовит им что-нибудь вкусненькое, помогает всегда быть опрятными, ухоженными, а уж после общения с дорогими ей людьми садится за проверку тетрадей или за конспекты. Конечно, есть место и жарким спорам о жизни, работе, семейных ценностях. Но побеждает всегда взаимное согласие и уважение друг к другу: как-никак, а семье уже 17 лет, и быт не смог разрушить романтических отношений супругов САМБОРСКИХ. Однако, насмотревшись на мамину работу, пятнадцатилетний сын уже решил для себя: учительская профессия не для него. Что ж, у каждого человека в жизни своя дорога. И кто знает, последнее ли это для него решение: жизнь большая!

ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ!

Несколько раз в течение последних лет директор Елизовской СОШ № 7 Елена ВЕРИЖНИКОВА подходила к Людмиле Владимировне с предложением принять участие в учительском конкурсе. Но Людмила Владимировна как-то все не решалась замахнуться, понимая, что в подобных конкурсах участвуют сильнейшие из сильнейших. А ославить школу в случае неудачи не хотела. «Пусть участвуют другие, а я за них порадуюсь», - думала она. Но после очередного предложения директора в декабре 2007 года САМБОРСКАЯ согласилась принять участие в Елизовском районном конкурсе «Учитель года-2008». Тогда она и не догадывалась, что за этим последует и сколько займет подготовка к конкурсу. И когда после заключительного задания победителем назвали ее фамилию, она не поверила, подумав, что ослышалась. Но никакой ошибки не было. Людмила Владимировна стала победителем учительского районного конкурса 2008 года.
Только после этого она поверила в собственные силы и поняла, сколько их понадобится - ведь ей предстояло теперь участвовать в краевом учительском конкурсе, где, как окажется позже, она тоже займёт первое место. А после этого она выступила еще и во Всероссийском учительском конкурсе в Санкт-Петербурге, где также стала победилем в номинации «Открытие года». Не случайно в знак признательности заслуг учителя с большой буквы глава Елизовского муниципального района Вячеслав БОНДАРЕНКО торжественно вручил Людмиле Владимировне ключи от новенького автомобиля, а начальник управления образования Елизовского района Николай ЖЕРЕБЦОВ - денежную премию.
Так спустя 19 лет Людмила подтвердила правильность выбора своего жизненного пути. Ею гордится вся Камчатка, прежде всего - коллеги по работе и, конечно же, ученики. Иначе теперь смотрят на жену и маму и её любимые мужчины…

ОТ АВТОРА

Первой в профессии всегда быть нелегко. Но Людмила САМБОРСКАЯ сумела подтвердить свое мастерство учителя в течение этих 19 лет. Несмотря на все победы и заслуги, она продолжает работать в школе, будучи простой и доступной в общении. Это лишь подтверждение тому, что камчатские учителя многое умеют, на многое способны, оставаясь при этом скромными и обаятельными. В канун всенародного праздника - Дня учителя - журналисты «КВ» от всей души искренне поздравляют Людмилу Владимировну с достижением таких профессиональных высот и желают ей новых побед в учительском труде!