Куда исчезают газетные киоски?

 
За последние три года в России был закрыт каждый пятый киоск, торгующий прессой, утверждают эксперты рынка. Для бизнеса это чревато большими потерями, для читателей — сужением информационного пространства.
 
Распространители и издатели прессы намерены поставить вопрос о господдержке своей деятельности, сообщает «Российская газета».
Не против газет, но против киосков…
По мнению представителей общественных организаций НП «Союзпечать», ассоциации распространителей печатной продукции, альянса независимых региональных издателей, НП «Гильдия издателей периодической печати», объединяющих распространителей и издателей, особенно острое положение в Барнауле, Саратове, Петрозаводске, Сургуте, Воронеже, Перми, Бийске, Новокузнецке, Ставрополе, Челябинске, Братске — там распространение периодики под угрозой.
Так, в Самаре зимой и весной этого года остро встал вопрос о закрытии каждого третьего киоска. В Тольятти из 115 киосков «Роспечати» на грани закрытия оказались 26 точек. Во Владивостоке, по официальным данным, в этом году киоски не закрывались, но их количество резко сократилось год назад: из 75 остались только 52. Практически везде называют одни и те же причины, из-за которых сокращается количество газетных киосков, сообщает «Российская газета». Одна из них — планы местных властей по облагораживанию территории. Они требуют убрать киоски с магистральных улиц, дорог, остановок транспорта, утверждая, что киоски, якобы, перекрывают горожанам путь к местам общего пользования, нарушают безопасность движения. Часто власти требуют от предпринимателей не снести торговую точку, а заменить ее на новое, более современное и эстетичное сооружение. Бизнес пробует освоить новые схемы распространения прессы. В Екатеринбурге ее продают не только на улице, но и в разных учреждениях — например, больницах, стойки со свежими газетами устанавливают во многих магазинах. Но приживаются нововведения не везде. В Саратове некоторые издания пытались устроить мобильные конструкции самообслуживания в городском электротранспорте. Увы, пассажиры оказались не очень честными: газеты из ящика брали, но платить «забывали». А сетевые магазины города берут на распространение, в основном, развлекательную и желтую прессу, отказывая в доступе на свои прилавки ежедневным изданиям.
А Европа прессу любит!
Как бы то ни было, главная проблема — в самом отношении местных властей к распространителям печати, уверен председатель правления ассоциации распространителей печатной продукции Александр ОСЬКИН, ведь газетные киоски в отличие от точек, торгующих сигаретами или шаурмой, убыточны. В Москве киоски удалось недавно отстоять только благодаря вмешательству руководства города. ОСЬКИН считает, что издание и распространение прессы надо поддержать на государственном уровне. К примеру, во Франции каждый киоск получает субсидию в 3 тыс. евро в год, Европарламент принял решение обнулить НДС на печатную прессу. В России тоже следует разработать аналогичные меры, их можно будет прописать в проекте закона о господдержке СМИ, полиграфии и книгоиздательства.
Камчатка: Хлеба или зрелищ?
Читающая публика нашего полуострова помнит, что в марте нынешнего года и у нас в Петропавловске навсегда закрылись газетные киоски под вывеской «Вся пресса». Всего их по городу было 12. Вроде бы, ничего особенного, ведь в Петропавловске, кроме этой фирмы, прессу и печатные издания распространяют и другие, однако многие жители города потеряли доступ к прессе, ведь киоски стояли в проходных местах, на автобусных остановках, для людей было привычным, ожидая транспорт, покупать свежую прессу. Многих постоянных покупателей киоскёры знали в лицо и оставляли для них журналы и газеты. Первые из покупателей шли за печатными изданиями с самого утра — те, кто заступал на вахту или круглосуточное дежурство. Теперь в поисках любимых журналов горожанам приходится ездить по разным точкам.
Какие же причины побудили владельцев закрыть столь популярные киоски? Этот вопрос мы задали мы вопрос генеральному директору ООО «Дальневосточный издательский дом «Вести»» Григорию БЕККЕРУ.
Г. БЕККЕР: - Причина проста — нерентабельность этого бизнеса. Тенденции к ухудшению были в течение последних пяти лет. Люди стали меньше покупать прессы, а затраты на транспорт и доставку, содержание киосков, электричество и т. д. все время росли... Как стало известно из осведомленных источников, бывшие газетные киоски приобрел предприниматель, занимающийся различными продуктами питания. Говорят, что практически все киоскеры уволились, хотя им предложили работать в продуктовых ларьках. Торговать газетами или булочками – две большие разницы…
От газетных киосков – к мультимедийным
Представители ассоциации распространителей печатной продукции обратились в марте текущего года и в нашу краевую администрацию по вопросам сокращения сегмента продаж прессы и книг через киосковые сети. По мнению АРПП это связано с ликвидацией объектов нестандартной торговли прессой, переносом киосков с центральных магистралей и остановок общественного транспорта в неудобные для покупателей места. Из администрации запрос был сделан в камчатский филиал ФГУП «Почта России» по этому поводу.
Как рассказала пресс-секретарь КФ ФГУП «Почта России» Гюльнара СТРУС, это предприятие имеет всего 7 газетных киосков по Петропавловску и один - в Елизово. Большинство из них являются или нерентабельными, или с низким уровнем рентабельности, содержатся за счет доходов предприятия «Почта России». Так исторически сложилось, что почта всегда несла на себе социальную нагрузку, осознавая ее важность, всегда занималась и продолжает заниматься распространением печатной продукции. Другое дело, комментирует пресс-секретарь, те самые деревянные киоски-будочки изжили себя и не отвечают современным реалиям. Они даже выработали свой срок эксплуатации. Надо модернизировать их в соответствии с требованиями времени, чтобы они стали мультимедийными универсальными точками, настоящими объектами культуры микрорайонов, чтобы оказывали населению целый спектр услуг. К примеру, чтобы в киосках можно было оплатить услуги через терминалы, получить справочную информацию, осуществить выдачу Интернет-заказов и т. д. В конце концов, сами киоски должны стать удобнее как для покупателей, так и продавцов. Должна быть стабильная температура в помещении, подключение к канализации и т. д.
Однако самостоятельно «Почта России» не в силах потянуть все расходы по модернизации газетных киосков в современные мультимедийные точки. - «Почта России» готова к переменам, готова принять участие в проектах по оказанию государственных и муниципальных услуг, в том числе распространению печатной продукции, - сказала Г. СТРУС.
Не хлебом единым…
Свое мнение по поводу проблемы газетных киосков высказал один из предпринимателей, занимающихся распространением прессы в Петропавловске- Камчатском:
- Мы держим несколько киосков: часть из них расположена в торговых центрах, часть - на улице. Те, которые в торговых центрах, в общем-то, особых хлопот не вызывают: там разве что хозяин центра может повысить арендную плату. А вот с теми, что расположены на улице, – постоянные проблемы. Например, с энергетиками. Когда мы решили по всем правилам оформить подключение электроэнергии к киоскам, надо было готовить такой пакет документов, как будто на подключение небольшого промышленного предприятия! По поводу благоустройства к нам постоянно высказывают претензии. Одна из них: вы должны очищать территорию около киоска и прилегающую к нему территорию от снега. Да, мы это делаем по мере сил, к тому же, нам выгодно, чтобы покупателям было удобно подходить к киоску и выбирать прессу. Но тут же оказывается, что мы должны не только расчищать снег, но и вывозить его на грузовиках! Да, согласны, что точки торговли на улицах должны быть чистыми и аккуратными, но до абсурда зачем доходить? Получается, что у нас вместо урны стоит мусорное жестяное ведро, а у соседнего киоска – вонючий размокший картонный ящик. Почему-то к нам цепляются из-за ведра, а к соседу – нет… Может быть, это чисто производственные проблемы, но складывается впечатление, что все киоски – и не только газетные – на птичьих правах.
Неправда, что люди стали меньше читать! Спрос на печатную продукцию есть! Мы очень много различных журналов и прочих изданий возим на заказ. Люди подходят к киоскёрам и просят: «Привезите то-то и то-то!» И такие разнообразные интересы у наших земляков – просто удивляешься. Например, просят привезти журналы по художественной ковке металла, скрапбукингу, оружию и т.д. Когда бываешь в Москве, то глаза просто разбегаются – так много всего интересного и разнообразного издается. И тогда понимаешь, насколько наш регион обделен по части свежей прессы. А ведь на самом деле не хлебом единым… Выручает интернет, конечно, но многие хотят иметь под рукой именно печатное, а не электронное издание. Мы привозили бы больше, но нет технической возможности. P.S. Надо сказать, что предприниматели, занимающиеся распространением прессы, далеко не миллионеры. По большому счету пресса – копеечное дело. Но дело интересное и востребованное. По поводу государственной поддержки нашего бизнеса идея хорошая, но на сегодняшний момент самое главное, чтобы хотя бы не мешали…