Саммит АТЭС плюс развитие Дальнего Востока

 
В пресс-центре российского агентства международной информации РИА «Новости» состоялась пресс-конференция министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева.
 
Глава Минвостокразвития ответил на вопросы журналистов более 50 российских и зарубежных СМИ о перспективах социально-экономического развития Дальнего Востока России и сотрудничестве региона со странами АТР.
Виктор Ишаев, в частности, рассказал о предложениях, внесенных им в правительство РФ для более эффективного осуществления полномочий Министерства по координации реализации госпрограмм, прокомментировал готовность Владивостока к проведению саммита АТЭС-2012, возможность удешевления авиаперевозок на Дальнем Востоке в результате вступления России в ВТО, а также призвал Японию направлять прямые инвестиции в экономику Курильских островов Сахалинской области.
Целевые проекты
В. Ишаев сообщил, что внес в правительство РФ предложение передать своему министерству управление федеральными целевыми программами (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов».
«Мы уже внесли эти предложения в аппарат правительства, я подписал документы. Госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года как функция управления должна быть передана министерству. Раньше это называлось заказчик и координатор, сегодня это чуть шире. ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья тоже должна быть передана. Госпрограмма, как управляющая, будет поглощать эту программу. Плюс ФЦП развития Курил - заказчиком и координатором тоже должно быть министерство», - сказал В. Ишаев.
По поводу ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья глава Минвостокразвития уточнил, что до 2013 года его министерство предполагает пока только координировать усилия по реализации этой программы, а управление ФЦП должно быть передано с 2014 года. По другим целевым программам министерство Дальнего Востока будет координатором в той их части, которая касается Дальневосточного региона, добавил В. Ишаев.
Двойственность Японии
В ходе пресс-конференции он также отметил значимость иностранных инвестиций в экономику региона. По его словам, ведущим иностранным инвестором в экономику Дальнего Востока является Япония. Страна восходящего солнца серьезно вкладывается в проекты на Сахалине и многих других регионах округа, однако Россия ждет вложений Японии и в Курильские острова, которые она пока «не замечает», - заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока – полпред президента РФ в ДФО В. Ишаев.
«Когда предлагаем: давайте, у нас есть проекты, они (японские инвесторы) посмотрят проекты и говорят: но как же, у нас же есть проблема Курил! Мы говорим: давайте развивать дальше Сахалин - нет вопросов. Мы говорим: а Курилы? Нет. Давайте строить завод по сжижению газа - мы здесь, мы готовы. А Курилы? Подождите... Давайте развивать месторождение угля - мы готовы, давайте. Но Курилы ни при чем. Такой подход несколько, мягко говоря, выборочный», - заявил В. Ишаев.
При этом он назвал Японию надежным партнером и признал, что эта страна является крупнейшим иностранным инвестором в экономику Дальнего Востока, прежде всего, нефтегазовую отрасль. Полпред президента отметил, что проблема Курильских островов обостряется во время предвыборных кампаний. Он добавил, что Россия сделала много шагов навстречу Японии в решении этой проблемы.
«Россия сделала шаг навстречу - она признала наличие проблемы. Второе - Владимир Владимирович Путин разрешил безвизовый въезд. Он разрешил ведение хозяйственной деятельности, в том числе вылов биоресурсов. Не буду говорить о мелких шагах. То есть, Россия сделала навстречу три шага. Какие шаги сделала навстречу Япония? Ни одного», - сказал В. Ишаев. По его словам, проблему необходимо решать за столом переговоров, причем, нужно, чтобы ситуация созрела. «Я не уверен, что, когда пройдут сто лет, экономика и государство будут более глобальными, останется острота этой проблемы. Как говорится, не торопись, может, само все рассосется», - резюмировал Ишаев.
Мост на Сахалин
Отвечая на вопросы представителей российских и зарубежных СМИ, Виктор Ишаев заявил о необходимости строительства моста между Сахалином и материком и подведения к нему железной дороги с обеих сторон.
«Обязательно нужно строить мостовой переход на Сахалин. Я думаю, что миллиардов за 400 мостовой переход можно построить. Для этого надо по территории Хабаровского края построить порядка 400 км железной дороги - не проблема. И построить на Сахалине. Будет прекрасный проект», - сказал министр, подчеркнув, что он против компенсации расходов на строительство моста за счет повышения железнодорожных тарифов.
«Когда говорили, что мы деньги возьмем за счет того, что положим это в тариф на Дальнем Востоке, я объяснял, что тогда будете ездить только вы к губернатору на поезде, а губернатор к вам, остальные не смогут ездить, все паровозы будут стоять», - сказал В. Ишаев, добавив, что необходимо внешнее финансирование, а не только финансирование за счет железной дороги. По его словам, подготовительная работа по строительству моста на Сахалин уже ведется.
АТЭС: 101%
В ходе пресс-конференции полпред оценил готовность к проведению саммита АТЭС во Владивостоке на 101%, при этом он считает, что Россия может провести форум не хуже и даже лучше, чем это делали другие страны региона. Саммит стран АТЭС 8-9 сентября 2012 года впервые пройдет в России во Владивостоке. Общий объем инвестиций на подготовку к саммиту составит около 600 млрд. руб., к саммиту строятся более 50 объектов, реконструируются коммунальные сети.
«То, что будет предоставлено участникам саммита, я вам скажу, это будет абсолютно не хуже, может быть, лучше, чем в других странах (где проводился саммит АТЭС). Поэтому, думаю, что Россия с этой задачей (проведение саммита) справится, и справится достойно. Для проведения саммита готовность - 101%», - отметил В. Ишаев. Далее полпред подчеркнул, что в тех странах, где ранее проводился форум, к нему не было подготовки, сопоставимой по масштабам с подготовкой к саммиту во Владивостоке. ИШАЕВ назвал смелым решение провести саммит во Владивостоке, а не в каком-нибудь другом городе России. По его словам, вся необходимая инфраструктура во Владивостоке готова и находится в рабочем состоянии. «Работа проведена колоссальная. Подготовка серьезнейшая. Я думаю, что есть компании, которые проводили мероприятия в Санкт-Петербурге (на Петербургском международном экономическом форуме), они будут заниматься организационной частью и здесь, поэтому все будет нормально», - сказал министр.
Перенос столицы
В. Ишаев скептически отозвался о предложении перенести экономическую столицу на Дальний Восток, выдвинутую авторами аналитического доклада «К Великому океану, или новая глобализация России» Сергеем Карагановым и Олегом Барабановым. Этот документ был подготовлен к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и представлен в июле 2012 года в агентстве РИА «Новости» председателем президиума совета по внешней и оборонной политике, главой международного дискуссионного клуба «Валдай» С. Карагановым и профессором МГИМО О. Барабановым. В докладе, в частности, предлагалась концепция океанской столицы. «Я могу сказать, что этого однозначно не будет в ближайшее время. Перенести во Владивосток - это нереально. Как мы будем связываться (с остальной страной)? Это нереально, для этого нужны даже не годы, а столетия», - сказал В. Ишаев. Он признал, что многие страны идут на разделение административной и экономической столицы, находят это оправданным, однако подчеркнул, что переносу экономической столицы во Владивосток препятствуют огромные расстояния, которых, в отличие от России, нет в других странах с подобным опытом.
ВТО: удешевление авиаперевозок
В ходе пресс-конференции В. Ишаев сообщил, что вступление России в ВТО и открытие российского рынка для иностранного бизнеса должны привести к удешевлению авиаперевозок на Дальнем Востоке, а также между этим регионом и остальной территорией страны. Сами региональные власти и российские авиакомпании с этим не справятся. «Только конкурентная экономика обеспечивает развитие, поэтому рынок авиаперевозок надо просто-напросто открывать», - отметил В. Ишаев, говоря о последствиях вступления России в ВТО для дальневосточных авиаперевозок.
«Не так, чтобы мы говорили, что вот у нас работают две компании - «Трансаэро» и «Аэрофлот», и они диктуют свои условия. Когда зайдут иностранные перевозчики, я уверен, что ситуация изменится. Я думаю, что после прихода иностранного капитала мы решим этот вопрос», - заметил он. По его мнению, сами регионы без привлечения иностранных инвесторов проблему не решат.
«Просто так отрегулировать эти цены нереально. Кто-то говорит: мы сами разовьем. Не разовьют. Я одним из первых аэропорт в Хабаровске забрал, пытался развить, но так и не смог. Уж очень дорого все это стоит», - сказал В. Ишаев, вспомнив свой опыт работы на посту губернатора Хабаровского края.
По его словам, дальневосточными авиаперевозками заинтересовались корейские компании, которые готовы вложиться в систему аэропортов, включающую Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан. Называть эти компании Ишаев не стал.
Зависимость от Китая
Отвечая на вопрос китайского журналиста, насколько сейчас Дальний Восток зависим от Китая, полпред отметил, что российский Дальний Восток не находится в зависимости от Китая, хотя при этом экономика региона сильно ориентирована на КНР как потребителя ресурсов. «Вопрос о зависимости неприемлем в международном экономическом развитии. Ориентация на Китай - да, сегодня Китай является достаточно серьезным потребителем наших ресурсов, поскольку у нас очень близки границы. Если говорить в процентном отношении, это не больше половины однозначно, даже чуть меньше половины», - сказал ИШАЕВ.
Полпред перечислил основные ресурсы, которые получает КНР с российского Дальнего Востока: газ, нефть, биоресурсы, лес. По его словам, поставки леса с территории Дальнего Востока идут большей частью в Китай, однако объемы этих поставок не слишком велики.
На Дальнем Востоке трудятся около 160 тыс. иностранных рабочих, примерно 30% из них составляют приезжие из Китая. «Хотя миграционная служба вам покажет цифру меньше, но мы по своей методике определяем. Доля Китая в этом процессе никогда не превышала 40%, сегодня – около 30%», - сказал В. Ишаев. Он призвал не бояться привлечения иностранных рабочих, подчеркнув при этом, что миграционные процессы должны быть управляемыми.