Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев: «Перспективные инвестиционные проекты Дальнего Востока – как основа экономического роста и модернизации экономики региона»

 
Полпред В.ИШАЕВ поделился с «КВ» своим видением состояния экономики и социальной сферы на Дальнем Востоке.
 
- Развитие Дальнего Востока России исторически связано с определяющей ролью государства в освоении этой территории. В начале девяностых годов прошлого века с развитием рыночных отношений главенствующим стал принцип получения прибыли, причём, желательно быстрой, что негативно сказалось на развитии Дальнего Востока России, так как его экономика по объективным причинам являлась затратной.
Основными проблемами, которые всегда сдерживали реализацию экономического потенциала дальневосточного региона, были экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России, а также низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговый характер расселения.
Государство, конечно же, с этим не хочет мириться, поэтому намечены конкретные пути развития региона. Благодаря особому вниманию президента и правительства России на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, улучшаются экономические показатели. В самое ближайшее время на принципах государственно-частного партнёрства в развитие экономики Дальневосточного федерального округа будут вложены около трех триллионов рублей.
И это не предел – до 2025 года инвестиционный портфель ДФО предлагает к реализации только крупных проектов на общую сумму более 9 трлн. руб. То, что сегодня принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, это хорошо, но нам необходимо смотреть дальше, на перспективу.
Основные задачи развития Дальнего Востока – это формирование постоянного населения в регионе, выравнивание условий функционирования, изменение структуры экономики и интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В этой связи президентом РФ уже дано поручение о разработке концепции Стратегии развития сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока до 2050 года. Стратегия имеет особое значение для Дальнего Востока России, так как экономики нашего региона и стран АТР являются взаимодополняемыми. Концепцию развития Дальнего Востока до 2050 года необходимо представить на саммите АТЭС 2012 года во Владивостоке. Мы должны задать такие параметры развития, чтобы восток России жил, а не выживал. В частности, экономика здесь должна развиваться не хуже, чем в среднем по России. Уровень валового регионального продукта в расчёте на душу населения должен быть высоким. Нужно понимать, что постоянно государство не сможет вкладывать деньги в Дальний Восток, поэтому необходимо формировать условия для успешного развития региона. Создать предпосылки для опережающего развития макрорегиона – это и привлечение инвестиций, и создание особых экономических зон, и налоговые преференции для инвесторов. Нужно стимулировать внутренний спрос и увеличивать покупательскую способность местного населения. Мы должны использовать преимущества нашей территории как абсолютные, так и относительные.
Главные конкурентные преимущества Дальнего Востока – это, прежде всего, огромные запасы природных ресурсов, как ископаемых, так и биологических, выгодное экономико-географическое положение, которое включает кратчайшие транспортные маршруты «Восток – Запад». Более того, наличие протяженного морского побережья и внешней границы дает Дальневосточному федеральному округу все возможности для успешного выполнения роли ключевого звена в интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Модернизация экономики Дальнего Востока будет заключаться в переходе от добычи полезных ископаемых, продажи природных ресурсов к глубокой переработке – в минерально-сырьевой, лесной, рыбной и других отраслях. Мы уже должны говорить и думать не просто о добыче нефти, а о нефтепереработке и нефтехимии, не только о добыче и транспортировке газа, а о газохимии.
Основной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективы для регионов российского Дальнего Востока руководство страны ставит увеличение доли обрабатывающего сектора с высокой долей добавленной стоимости. Решение данного вопроса невозможно без привлечения больших объёмов инвестиционных средств и реализации крупных инвестиционных проектов.
Следует отметить, что за последние годы поступление инвестиций в округ планомерно увеличивается. Так, объём инвестиций, привлечённых в округе в 2010 году, составил 725,7 млрд. руб. Это 7,8% от всех инвестиций, привлечённых на территорию Российской Федерации. Учитывая, что численность население Дальнего Востока составляет 4,5% от общей численности населения России, то по объёму инвестиций на душу населения этот показатель выше среднероссийского. Наиболее привлекательной отраслью, помимо нефтегазовой (76% вложений), является горнодобывающая с объемом иностранных инвестиций 1,5 млрд. долл. (18%), доля лесной промышленности - 2,5%.
В региональной структуре наибольший объём (81,3%) инвестиций сформировали четыре субъекта: Приморский край (32,4%), Республика Саха (Якутия) (20,1%), Сахалинская область (15,3%) и Хабаровский край (13,3%). Порядка 16% от общего объёма инвестиций приходится на ассигнования из федерального бюджета. Доля регионов округа в данном объёме относительно невелика и составляет всего 4,0%. Почти 80% в общем объёме привлечённых в округ инвестиций занимают инвестиции крупных российских компаний.
Руководством страны в целях привлечения инвестиций для реализации стратегических проектов на территории округа был принят целый ряд важных решений. Нынешней осенью должна состояться официальная презентация фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья. Его создание одобрил Наблюдательный совет Внешэкономбанка. Пока утвержден лишь общий механизм работы фонда, согласно которому основным направлением деятельности будет содействие развитию инвестиционной деятельности в регионе. Прежде всего, ВЭБ будет ориентироваться на стимулирующий эффект для привлечения средств из коммерческих источников. Регионы уже подготовили предварительный перечень проектов. Минимальный объем их финансирования составит порядка 500 млн. руб.
На сегодняшний день в субъектах округа осуществляется работа по реализации 24 федеральных целевых программ. На базе порта Восточный в Приморье планируется создать особую экономическую зону портового типа, ориентированную на международные перевозки, с формированием региональной контейнерной транспортно-логистической системы. Это создаст условия для развития эффективного морского комплекса (порта-хаба). В Амурской области будут образованы три зоны опережающего экономического развития: природно-ресурсная зона Байкало-Амурской магистрали, Приамурская аграрно-индустриальная зона (с перспективами развития горно-металлургического комплекса) и Свободненская космическая зона. Одним из перспективных инвестиционных проектов является проект нового космодрома «Восточный» в Амурской области.
Предполагается, что в строительство будут вовлечены как федеральные средства, так и средства внебюджетных источников, в том числе, возможно, иностранных инвесторов. В ходе строительства космодрома будут возведены стартовый комплекс, взлётно-посадочная полоса, кислородно-азотный завод, водородный завод, по 150 км железных и автомобильных дорог. Общая стоимость строительства оценивается в 251 млрд. руб.
Председатель правительства России Владимир Путин дал поручение вице-премьеру Сергею Иванову и главе Минтранса Игорю Левитину проработать предложение о создании рабочей группы для подготовки техзадания на разработку проекта строительства перехода Сахалин — материк. По нашей оценке реализация данного проекта позволит задействовать потенциал, который сегодня занят на стройках саммита АТЭС.
Реализация проектов в топливно-энергетической сфере и металлургии подразумевает крупные вложения и долгосрочное сотрудничество, следовательно, стабильный инвестиционный климат и максимально благоприятные условия работы для инвесторов. Именно поэтому президентом России было принято решение о введении института инвестиционных уполномоченных. Согласно поручению президента РФ в Дальневосточном федеральном округе таким инвестиционным уполномоченным назначен заместитель полпреда Александр Левинталь. На него возложены полномочия по оказанию содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов и взаимодействия инвесторов с органами власти федерального, регионального и местного уровней.
Ускоренное развитие всей социально-экономической инфраструктуры Дальнего Востока должно стать залогом улучшения инвестиционного климата в субъектах ДФО. Ликвидация административных барьеров, селективные налоговые льготы, максимальное информирование зарубежных инвесторов, административное сопровождение ключевых проектов, создание специальных органов (агентств, подразделений в администрациях) по работе с иностранными инвесторами – всё это должно стимулировать деятельность зарубежных компаний и финансовых институтов на Дальнем Востоке.
Современные условия таковы, что будущее экономики – за производствами с высоким потенциалом развития, следовательно, реализация крупных инвестиционных проектов и формирование комфортных условий для жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока.