Владимир САМАРСКИЙ снова в небе...

 
В воскресенье, 16 октября, на Камчатку прибыл новый вертолет Ми-8Т, носящий имя легендарного камчатского пилота Владимира Петровича Самарского. Петрович, как называли его при жизни, словно обрёл новое тело - вертолета и снова взмыл в небо над любимой Камчаткой. Встречать «Владимира Самарского» приехали в Коряки, на аэродром компании «Витязь-Авиа», коллеги пилота и его многочисленные друзья.
 
 
Это уже четвёртый именной вертолёт авиакомпании «Витязь-Авиа». Сегодня в камчатском небе летают: «Владимир Петухов», «Александр Радолов», «Виктор Подоксёнов», и вот - «Владимир Самарский». Вертолёт пригнали на Камчатку из Улан-Удэ наши известные вертолётчики: командир Евгений Носырев, штурман Николай Сорокин и бортмеханик Анатолий Маяковский.
«Дорога заняла 22 лётных часа, - рассказал командир экипажа Евгений Гаврилович Носырев. - А в днях - неделя, но из них два дня мы сидели по погоде, и один день был выходным. Вертолёт прекрасный, новый, налёт составляет всего 40 часов - это при испытаниях его облётывали. Правильно, что назвали машину именем Петровича - так и должно быть, мы должны помнить своих заслуженных пилотов и гордиться ими».
Когда «Владимир Самарский» ещё был в воздухе и совершал первый круг над своим будущим базовым аэродромом, присутствующие откровенно любовались его видом, раскраской. Он, как и «Владимир Петухов» - белого цвета с одной серебряной и двумя ярко-красными полосами. Только «Петухов» - пассажирский вариант, а «Самарский» - грузопассажирский. Но внешне - братья-близнецы.
На встрече присутствовали ветераны камчатской авиации: старейший вертолётчик Камчатки, учитель многих пилотов, в том числе Владимира Самарского, заслуженный пилот России Григорий Иванович Захаров, заслуженный пилот России Владимир Александрович Петухов, бортмеханики Юрий Иванович Жунковский и Александр Васильевич Радолов и многие другие, помоложе. Приехали геологи, которые не только хорошо знают многих вертолётчиков по работе, но и дружат с ними, как дружили и с Владимиром Самарским.
Память - это важно!
Между прочим, сразу после похорон Петровича именно геологи создали комиссию по увековечению его памяти. В состав комиссии вошли вертолётчики и целый спортивно-экологический клуб «Алней» во главе с Владимиром Шевцовым. За прошедшие годы комиссия кое-что сделала. Поданы документы на присвоение имени Самарского одному из безымянных горных хребтов в районе Мутновки. На преобладающей высоте этого хребта сооружён мемориал. Комитет собирает материалы о жизни Самарского для написания книги. Художники-флорентисты Галина Рычагова и Виталий Кульш (геологи) изготовили портрет пилота из камчатских самоцветов и подарили его «Скрижалям Камчатки». Идеологи «Берингии» учредили приз им. В.П. Самарского за половину пути (Эссо - Тигиль), ведь Петрович был неизменным сопровождающим вертолётчиком гонки.
И вот ещё одно дело - вертолёт «Владимир Самарский». Одна из активисток комитета геолог Зоя Саватеева так и сказала на митинге в Коряках: «Я считаю, что ТАМ для Петровича это будет самая большая награда, ведь он снова может служить людям своим любимым делом, снова будет летать». И прочла собственное стихотворение, посвященное Владимиру Самарскому, которое заканчивается строчками: «Пусть тебя не забудет бродяжий, благодарный камчатский народ».
Петровича действительно не забывают. Из родственников у него в живых осталась только жена (дочь и сын трагически погибли), поэтому вся ПАМЯТЬ лежит на плечах друзей, которых очень много.
Спас более 300 человек
«Самарского я знаю с 1974 года, с первых дней моего пребывания в Халактырском авиапредприятии, - вспоминал А. Радолов. - Знаменитый на всю страну пилот всегда проявлял себя с лучшей стороны и участвовал в серьёзных операциях. Например, при тушении пожаров в Хабаровском и Приморском краях, спасал с тонущего корабля людей... 57 человек спас на лебёдке. Летал с учёными на извержения вулканов. А если происходили отказы в машине, проявлял себя с самой наилучшей стороны, как геройский человек. У него отказывал хвостовой редуктор в Манилах. И он при вращающемся вертолёте благополучно сел. Отказала гидросистема при тушении пожара в районе Комсомольска-на-Амуре. И там он благополучно приземлился, но пришлось ремонтироваться самостоятельно практически посреди огня. К утру поломку мы устранили, и уже когда взлетали, сопка за нами сгорела».
Подобных воспоминаний в этот день было много. Рассказывали о том, как Самарский спас жизнь маленькому сыну командира воинской части, куда запрещено было лететь гражданскому вертолёту. САМАРСКИЙ плюнул на запреты и вывез мальчишку, за что был уволен из авиации, а уж затем восстановлен, потому что без таких «летунов» авиация - ничто. Вспоминали, как он спас у геологов лошадей, которых уже собирались оставить в тайге на зиму в глубоких снегах на верную гибель, но САМАРСКИЙ специально прилетел за ними, сам заводил животных в вертолёт, а потом накормил хлебом, который предусмотрительно привёз для такого случая.
Рассказывали, как в штормовом Охотском море умирал на траулере рыбак, но Самарский пробился к судну и вывез парня. Всего, по приблизительным подсчётам, им спасено более трёхсот человеческих жизней. Вот только себя он спасти не сумел. И обоих своих детей, которые погибли уже после его смерти.
Люди говорили, вспоминали, шумели, а поодаль стоял новенький Ми-8Т с гордой надписью на борту: «Владимир Самарский». Он был выше нашей людской суеты. Его время придёт завтра-послезавтра, когда он поднимется в своё первое рабочее небо и возьмёт курс в один из уголков Камчатки, где его будут ждать оленеводы, а может геологи, или просто пассажиры далёкого северного села, которым позарез надо вылететь в Петропавловск. И он обязательно оправдает людские надежды. И будет оправдывать их многие годы.
P.S.
Сам Петрович имел лётного стажа более 100 лет (год за три на севере). Пожелаем же большого стажа и вертолёту «Владимир Самарский».